Подлинное боевое искусство японских воинов, применяемое ими на поле брани выглядело не как традиционное дзю-дзюцу, и уж тем более – не как современное карате. Нет, это была реальная техника для выживания в условиях сражения, отличительной чертой которой было наличие на воине доспехов. Называлось это боевое искусство ёрои-кумиути, и оно было одним из древнейших самурайских стилей ведения поединка.
Ёрои-кумиути начинает зарождаться в 10-м веке, в связи с необходимостью дать шанс лишившемуся основного оружия воину выжить в битве.
Битвы в средневековой Японии.
Сражения в ту эпоху начинались с лучного обстрела, затем шло непосредственное столкновение воюющих сторон, с применением оружия ближнего боя. Есть данные, свидетельствующие о том, что самураи в бою часто спешивались. Традиционным оружием японских воинов, помимо лука, были мечи и копья. Древковым оружием в тесноте схватки много не навоюешь, да и меч тоже не всегда был уместен. Ведь битвы далеко не всегда происходили на широких просторных полях, а рисунок боя был не похож на столкновение европейских рыцарей. Хотя японские воины, как и их западные коллеги, также использовали плотный доспех.
Японские доспехи. Храни меня, моя броня.
Вид и конструкция японских доспехов менялись на протяжении истории, не сразу обретя свой классический облик. Также, они различались в зависимости от знатности воина, и рода войск. Конный лучник-аристократ имел совершенно иной доспех, нежели бедный пехотинец-асигару.
Основным материалом для доспехов, помимо металла, служили кожа, и иногда - дерево. Составные части соединялись кожаными шнурами, и покрывались лаком. Вес полного доспеха достигал 25 и более кг – не намного меньше, чем у западного рыцаря. Японский доспех имеет схожие черты с защитным снаряжением других дальневосточных народов. И, как ни странно, с доспехом (и даже оружием) малых народов нашего крайнего севера. Но это уже тема для другого разговора.
Ближний бой, ножи, и доспехи.
Приоритетом для самурая всегда был бой с использованием оружия, но мечи, бывало, ломались. Или же просто выпадали из рук, и подбирать их было не всегда уместно. В такой ситуации выжить можно было, только умея драться голыми руками, или используя короткий клинок. Вот для этой цели и была создана борьба ёрои-кумиути, создание которой иногда приписывается Сакаэда Муромаро, знатному воину 8-го века. Однако, скорее всего, создание такой важной для самураев боевой системы, шло постепенно, с использованием боевого опыта большого числа воинов. Ёрои-кумиути практиковали не только как «искусство последнего шанса», но и как форму дуэльного поединка. Гордые самураи в этом плане мало чем отличались от знатных воинов других народов: их хлебом не корми, дай только возможность победить красиво, да еще и при свидетелях.
Свалить, и заколоть.
В техническом плане, ёрои-кумиути, состояло, в основном, из толчков, захватов, бросков, и сваливаний врага на землю. В этом оно напоминало сумо, с той лишь разницей, что поединок в сумо заканчивался падением одного из соперников, либо выталкиванием его за край площадки, а вот в борьбе самураев этим не ограничивались. В ёрои кумиути широко практиковалось падение на противника сверху, удержание его на земле, удушающие приемы. Ну, и самое главное отличие боевое искусства от спортивного состязания –добивание поверженного врага с помощью ножа или короткого меча. Реальный бой - это вам не спорт, тут сражаются за жизнь, а не за медали.
Вспомогательное короткоклинковое оружие крепилось на ножнах меча, или носилось за поясом. Главная задача заключалась в том, чтобы, контролируя противника одной рукой, и не теряя при этом равновесия, выхватить нож, и нанести точный удар в сочленение доспехов. Причем, сделать это надо было быстро, и, желательно, с первой попытки, ведь второго шанса могло и не быть.
Удары руками использовались крайне редко, ногами чаще делали зацепы и подбивы. Использовались удушения, заломы, и болевые замки. Особенно важным было умение контролировать центр тяжести, и держать равновесие. В общем, борьба в доспехах требовала большой силы, и отличной физической формы в целом.
В схватках практичные японцы умело использовали конструктивные особенности доспехов. Например, для захвата и последующего броска, часто использовали такой элемент снаряжения, как кольцо для крепления колчана. А ремешок, удерживающий шлем, помогал провести удушение.
Завершение эпохи борьбы в доспехах.
Ёрои-кумиути было создано и развивалось как элитное искусство профессиональных воинов. Но со временем, численность самурайских армий возросла, а доспехи стали легче (одна из причин- появление огнестрельного оружия, а также стремление удешевить снаряжение воина). Это привело к изменению тактики рукопашных схваток, и расширению арсенала приемов. Появилось много новых бросков, шире стали применяться удары.
Вплоть до 16-го века, ёрои-кумиути оставалось важнейшей формой ближнего боя, пальму первенства в создании которой, оспаривают самые древние японские школы. Когда же феодальные войны прекратились, а необходимость в доспехах стала отпадать, на сцену вышло другое величайшее искусство, рожденное из доспешного боя двух самураев – дзю-дзюцу.