Найти тему
Секретные Материалы 20 века

«Черная дыра» Афганистана

Шестеренки истории как жернова – неумолимо перетирают в пыль народы, государства, идеи и религии. А торговые пути как шестеренки огромного кукольного театра выдвигают на сцену богов, кумиров, полководцев и целые государства. Афганистан – когда-то центр многих царств и империй теперь, после сдвига шестеренок, стал «черной дырой», распространяющей ужас. Генерирует ли этот ужас кто-то прячущийся за ширмой?

Сегодня бывший центр древних цивилизаций стал «черной дырой»
Сегодня бывший центр древних цивилизаций стал «черной дырой»

ПРИМАНКА ДЛЯ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

Каких-то пять-шесть столетий назад земли нынешнего Афганистана находились в центре большой мировой политики. И не столько бесконечных боев, а оживленной торговли. Еще в IVвеке дон н. э. здешние земли обратили на себя внимание самого Александра Великого, включившего их в состав своей империи. Основанная им Александрия Арохозийская сегодня является вторым по величине городом страны – Кандагаром. Севернее в границах Таджикистана была построена Александрия Эсхата – уступающая только Душанбе. Александр основывал города с толком – и переименованный в Ленинабад город процветал до 1991 года. Безработица и миграция охватила город только после переименования в Худжанд.

Переход Александра Македонского через горы Афганистана
Переход Александра Македонского через горы Афганистана

Афганистан с его частично эллинизированной элитой стал значимой частью и Парфянской державы, упорно сопротивлявшейся Риму.

Укрепление очередной персидской державы в VI-VII веках сдвинуло торговые пути, караванные реки Афганистана и караван-сараи снова наполнились иноземной речью и товарами. Даже малая толика доходов с китайского шелка и фарфора, индийских пряностей помогли создать здесь материальный достаток.

Но вместе с процветанием державы Сасанидов и укреплением караванных путей, в VI-VII веках на Аравийский полуостров пришла нищета. Грузы безопаснее вести через земли персов, чем через жадных арабов, морская ветка Великого Шелкового пути обмелела, вызвав и позднейшую арабскую экспансию под знаменем ислама.

Ведь что есть религия как не централизованный институт – инструмент власти и идеологического контроля?

Цитадель Газни по преданию тоже построенная Александром Великим
Цитадель Газни по преданию тоже построенная Александром Великим

Судьба же Афганистана, действительно, сложилась печально на витке смены очередной религии. Ислам часто был агрессивен к иноверцам, а ярость и жестокость почти всегда взаимны.

Сожжение и разграбление монголами Багдада помогло будущей России – после монгольских нашествий в руинах лежал центр Халифата и у Персии сил обратить в ислам весь Кавказ уже не хватило. Попал под раздачу и наш Афганистан – своими вторжениями монголы разорили регион, разрушили дамбы, города. «Зачем они монголам, ведь в них нельзя пасти скот?» – вопрошал Чингисхан. Фраза врезалась в память потомкам. И началась другая история горной страны, просвещать, которую уже не пытались…

ПИКОВАЯ ДАМА, ПОДКИДЫВАЕМАЯ ВРАГАМ

Сместившиеся торговые пути и шире – цивилизационные векторы оставляют вне прогресса не только Афганистан. Такая же участь постигли и Монголию, и Тибет. Монголии еще повезло – республике, неоднократно просившейся в состав Союза, было, увы, отказано, но в стране буквально за четверть века с нашей помощью создали каркас государства. Теперь Монголии есть что продавать и на что жить.

Первая война с афганцами 1839-1842 годов стала провальной для Британской империи
Первая война с афганцами 1839-1842 годов стала провальной для Британской империи

Чем жить афганцам т есть ли альтернативы кроме экспорта опиатов, если шерстью и коврами уже не проживешь? Наемничество в самом широком смысле слова вполне дополняет доходы от опия-сырца, вывоз которого после введения войск НАТО увеличился в разы. По оценкам ЦРУ, на середину 2000-х, в разгар вторжения в Афганистан, мировой рынок героина достиг триллиона долларов! Если «бабушка» США, Британская империя, начинала войны с Китаем, чтобы впихнуть туда опиум – то как не взять под контроль крупнейший регион производства героина в мире, товара крайне транспортабельного? Все делается по канонам гуру капитализма и социализма, Адама Смита и Карла Маркса! Тем более, что в их время настойку опиума от всего и вся прописывали врачи…

Конечно, периодически мы слышим ахинею комитетов ООН или ЕС, предлагающих афганцам выращивать овощи, заявления талибов о борьбе с этой чумой, которая идет и в Россию и Европу. Но вся эта благоглупость или попытки иметь приличное лицо не выдерживают минимума критики.

Вторая война с Афганистаном 1878-1880 годов закончилась для Британской империи победой
Вторая война с Афганистаном 1878-1880 годов закончилась для Британской империи победой

Ковры? Кому они нужны, ведь рядом Иран с его богатейшей традицией и коврами на любой кошелек?

Овощи или фрукты? Даже если бы монголы пожелали загладить погромы своих предков и вложились в ирригацию, продукцию афганцев никто не ждет. За более-менее доступный рынок России борются бизнесмены Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

Надо сказать, что воспалением разума страдают не только в ЕС и ООН, а и лидеры постсоветских стран. Так называемый «Афганский поток» по транзиту туркменского газа продвигался грезившей восточными сказками элитой страны, чуть было не перешедшей на арабскую вязь.

Можно только порадоваться здесь за трезвомыслящий бизнес России, начавший стройку реального «Пакистанского потока», но Афганистан, разумеется, остается в стороне и без транзита.

Посему, за последние полтора столетия Афганистан без малейших шансов на экономическую самодостаточность стал серой зоной геополитики. Пиковой Дамой, картой, которую держат в рукаве, чтобы подсунуть ее противнику, то есть подложить свинью.

Если Россия и Британия в конце XIX века еще смогли договориться о буферном статусе страны, то в последние лет 30 относительному спокойствию времен шахов пришел конец. Афганистан стал «капканом для русского медведя» в 1979 году. Есть основания полагать, что используют страну и в текущем десятилетии для создания проблем России в Средней Азии, хотя судя по приезду делегации пока запрещенной в России «Талибан» в Москву, в России тоже не сидят, сложа руки. Смогут ли подбросить Пиковую Даму Китаю, с его планами Нового Шелкового пути? Ведь пасьянс с 1979 года поменялся, а делегация талибов побывала и в Пекине.

Ввод советских войск в Афганистан. 1979 год
Ввод советских войск в Афганистан. 1979 год

ЕЩЕ ОДНА ЯЗВА ДЛЯ РОССИИ?

Сегодня в зависимости от статуса и горизонта мысли многие задаются вопросом, что принесет России победа Талибана? На месте американского руководства, конечно, стоило организовать для Кремля еще один нарыв – помимо имеющихся Донбасса, Сирии и Карабаха, чтоб нажать посильнее и иметь карты для торга.

Но сказать, что Талибан топчет копытами у стен Москвы, будет преувеличением, игрой воображения пожилых военных, забывающих, что Россия – не мировая держава. Что России не по силам контролировать всю Евразию, да и не нужно.

Талибы в Москве
Талибы в Москве

Талибан сегодня напоминает «Корсиканское чудовище», призрак которого – воскрешение Наполеона – долго удерживал союзников в одном седле и позволил создать Священный союз. Чем Талибан не катализатор, укрепляющий ОДКБ, а вероятно, и ЕвразЭС?

Интересные мнения по поводу ситуации высказывают бывшие военные, не связанные обетами молчания. Виктор Баранец в «Комсомольской правде» сравнил потери СССР в Афганистане за 10 лет войны (до 15 тысяч человек) и потери одной только России от потребления героина (на два порядка большие).

Еще более основательно высказывались генерал-майор Александр Руцкой, первый вице-президент России, генералы и высшие чиновники: Россия при Ельцине отказалась помогать по минимуму руководству Северного Альянса. Отказали даже в солярке, а ведь противники у талибов были – этнический узбек генерал Рашид Дустум и таджик Ахмад Шах Масуд.

Национальная карта Афганистана
Национальная карта Афганистана

Мнение военных, что в Афганистан не следовало входить, но и не следовало уходить, подкреплено фактами. Если уж эти территории стали «черной дырой», зоной наркотрафика и игр империй, не следует ли России иметь здесь точки опоры? Северный Альянс, опиравшийся на таджиков и узбеков, составляющих порядка 35% населения, полностью запирал проходы в Среднюю Азию. Афганского народа не существует как такового, этноса-ядра нет. Расчетливые англичане контролировали именно ключевые точки: Гибралтар, Суэц, Босфор. Так почему не признать тогда два государства по 4-5 миллионов – афганско-узбекское и афганско-таджикское? Которым помочь вполне ненакладно.

«Секретные материалы 20 века». Роман Данилко, журналист, экономист (Санкт-Петербург)