одна из идей Симоны де Бовуар, которые она высказывает в "Другом поле", состоит в том, что женщина была порабощена из мужского страха перед природой - ее плодовитостью и неуправляемостью, а также смертью, которую она неизменно несет.
⠀
женщина, действительно, гораздо больше мужчины связана с природой: цикличность ее жизни и фертильности, способность порождать живое, непредсказуемость физических и психических процессов. особенно остро все это ощущалось во времена неразвитой науки и тотальной зависимости человека от природы. не случайно в древних обществах с природой взаимодействовали именно женщины - они считались проводницами между природным и человеческим мирами, отвечали за плодородность почвы.
⠀
природа, это, в первую очередь, материя, плоть. а именно плоти человек боится больше всего, ведь плоть - смертна. осознав свою плотскость, а значит, смертность, человек всеми силами старался ее преодолеть с помощью разума. об этом вся история философии, науки и религии. человек хочет обрести бессмертие, а это возможно лишь за пределами плоти, в царстве духа или разума.
⠀
связанная с природой, с плотью, а значит, со смертью, женщина дает жизнь - порождает ее из небытия. ее чрево - и есть небытие, из которого все приходит и куда уходит все отжившее. и если молодая и плодовитая женщина дает жизнь, то старуха - это смерть.
⠀
в своем стремлении покорить природу и преодолеть смерть мужчина делает это и на символическом, человеческом уровне - покоряя женщину. материя должна быть покорна духу, а женщина - мужчине.
⠀
и именно в век, когда человек решил, что покорил природу, начинается медленное, но решительное освобождение женщины. одновременно с этим формальным освобождением женщина лишается своей женской сути - той самой непосредственной связи с природой. она все больше уподобляется мужчине, ее биологический цикл становится управляемым, ее разум берет верх над ее же природностью. она отрицает свою женскость, считая себя либо "просто человеком", либо ребенком, требующим мужской опеки.
⠀
в таком виде женщина больше не угрожает претензии на всевластие и бессмертие - ее сущность покорена, а значит, формально ей можно дать свободу.
Больше о природе женщины и философии пола - в моем инстаграм