06.08.2021 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук
На фоне продолжающего кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на пространстве Европейского союза разгорается новый конфликт, напрямую угрожающий единству и функциональности данной организации. В Брюсселе резко осудили вступивший в силу в июле в Венгрии закон о запрете «ЛГБТ-пропаганды» среди несовершеннолетних и даже пригрозили исключить страну из рядов ЕС. Документ запрещает распространять материалы, «поощряющие изменение пола или гомосексуальность», среди лиц младше 18 лет. В ответ на обвинения еврочиновников венгерский премьер-министр Венгрии Виктор Орбан прагматично проанонсировал проведение референдума по вопросам, касающимся защиты детей и традиционных ценностей. В сложившейся ситуации этот плебисцит станет де-факто голосованием по тем ценностям, которые в последние годы отстаивает (а точнее, довольно агрессивно навязывает) руководство Евросоюза. Если позиция главы венгерского правительства будет поддержана, это станет мощным ударом по принципам «единой Европы» и создаст крайне опасный для Брюсселя прецедент оппозиции на государственном уровне. Кроме того, согласно имеющейся информации, венгерская сторона готова блокировать решения ЕС, требующие консенсусного голосования, в том числе, по вопросам принятия бюджета и различным аспектам общей внешней и оборонной политики, что чревато параличом всей организации.
О том, что конфликт Брюсселя и Будапешта способен перейти «красную линию», свидетельствует заявление далеко не последнего человека в иерархии ЕС – традиционно активного министра иностранных дел Люксембурга Жана Ассельборна, заявившего, что пришла пора задуматься об изгнании Венгрии из европейской семьи и организовать в этих целях «общеевропейский референдум». Его непосредственный начальник люксембургский премьер-министр Ксавье Беттель уже подчеркнул, что Виктор Орбан пересек «красную линию»: «Это не та Европа, в которой я хочу жить!». О том, что конфликт носит принципиальный характер и рассматривается западноевропейскими столицами уже в военных категориях, заявил и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте: «Мы поставим венгров на колени. Они должны разделить с нами ценности Евросоюза!». Вот так прямолинейно и без демократических обиняков.
Ситуация в отношениях ЕС и Венгрии в настоящее время действительно складывается таким образом, что обе стороны не намерены идти на компромисс. Венгерский премьер стремится заручиться поддержкой на общевенгерском референдуме – что, согласно его плану, засвидетельствует приоритет национального законодательства над нормами ЕС. Он уже заявил, что «на кону будущее наших детей, и мы не вправе отступить». По его словам, на плебисцит будут вынесены следующие ключевые вопросы: поддерживают ли венгры проведение презентаций в школах на тему сексуальной ориентации без одобрения родителей; нужно ли разрешить пропаганду смены пола и предоставить несовершеннолетним доступ к соответствующим услугам; следует ли разрешить показ в средствах массовой информации материалов на тему смены пола, а также контент, который может повлиять на сексуальную ориентацию.
Согласно имеющимся оценкам, позиция Орбана способна получить поддержку на референдуме. Однако, даже не дожидаясь его исхода, ряд государств-членов ЕС высказались в защиту венгерского премьера, и это, очевидно, самый опасный фактор для Брюсселя. Наиболее активно солидаризировались с Венгрией Словакия и Польша (ее партнеры по Вишеградской группе), однако список потенциальных фрондеров шире. Так, накануне саммита ЕС 24-25 июня руководство Евросоюза попыталось согласовать общее заявление этой организации с осуждением позиции Венгрии и принятого в стране закона, - который председатель Еврокомиссии немка Урсула фон дер Ляйен охарактеризовала ни больше, ни меньше как «позор». Однако согласовать единый текст не удалось, а предложенный Брюсселем антивенгерский вариант согласились поддержать лишь 17 из 27 государств. В документе Еврокомиссия уполномочивается на то, чтобы «гарантировать соблюдение европейского права» на все пространстве Евросоюза. В принятой вслед за этим Европарламентом резолюции венгерский закон о запрете пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних назван «умышленным и заранее запланированным примером постепенного демонтажа системы прав человека в Венгрии». Однако в условиях наличия реальной оппозиции в рядах самого Евросоюза говорить о едином европейском подходе к правам человека нет реальных оснований.
Не случайно в списке потенциальных кандидатов на «заморозку» или даже прекращение членства в Евросоюзе чиновники Брюсселя называют не только Венгрию, но и Польшу, – где власти ряда воеводств объявили свои территории «зонами, свободными от ЛГБТ».
Очевидно, что свое дальнейшее развитие ситуация получит уже осенью, – когда истечет двухмесячный срок, который Брюссель отвел Будапешту и Варшаве на то, чтобы «адекватно», по его мнению, отреагировать на позицию «единой Европы». Для того, чтобы реакция оказалась «правильной», Еврокомиссия заблаговременно приостановила рассмотрение заявки Венгрии на получение грантов от ЕС на восстановление страны после пандемии COVID-19 на общую сумму в 7,2 млрд. евро. Вот такое простое экономическое наказание несогласных.
«Во внутреннюю жизнь суверенного государства, как в теремок, начали лезть один за другим европейские гранды», - так прокомментировала развитие ситуации вокруг Венгрии и ее единомышленников официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова.
Очевидно, что подобные действия Брюсселя могут лишь еще сильнее обострить ситуацию в Европе, создать новые линии противостояния и даже привести к внутреннему размежеванию в Евросоюзе с выделением в его составе нескольких блоков, находящихся друг с другом в состоянии перманентного соперничества. Такое развитие событий способно парализовать деятельность ЕС в будущем и отбросить его «на задворки» международной политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs