Найти тему
Медиа Про

Как в СССР и России экспериментировали с автомобилями. Вот на чём мы могли ездить!

Оглавление

Кажется, что в СССР делали только скучные и максимально практичные автомобили. Однако временами полёт конструкторской мысли отправлялся сильно дальше шаблонов. Были концепты, настроенные на покорение мировых рынков, и совсем футуристичные авто.

ЗИС-101А-Спорт: Советский родстер (1939)

Один из первых советских родстеров имел большие шансы не только на автоспорт, но и на международные рынки. Дизайн в стиле Buick Y-Job, мускулистые обводы кузова и шестилитровый двигатель мощностью 140 лошадиных сил могли отвезти владельца и на дачу, и на гоночную трассу. Но уже через два года после начала работ над машиной стало ясно, что покупать такое в СССР просто некому. ⤵️

«Торпедо»-ГАЗ: Прикоснуться к будущему (50-е)

СГ-2 горьковского автозавода часто называют «папой советских спорткаров». Мощный двигатель объемом 2,5 литра, механический нагнетатель и дюраль-алюмиевый сплав кузова позволяли разгонять машину до 200 километров в час! Но популярности за пределами гоночных трасс она не снискала.

Споры о необходимости серийного производства этих спорткаров длились несколько лет, однако в середине 50-х проект закрыли. Единственный уцелевший автомобиль передан в музей. ⤵️

-2

ГАЗ-Спорт (ГАЗ-СГ4): Спорткар для товарищей (50-60-е)

После неудачного опыта с «Торпедо» для гонок на горьковском заводе спроектировали и построили ГАЗ-СГ4, который позднее хотели продавать обычным советским гражданам, не представляющим жизнь без скорости.

Автомобиль был чрезвычайно легким для того времени — алюминиевый кузов и пневмоподвеска позволяли «ввинчивать» машину в повороты на скорости до 70 км в час. Но своего клиента в конце 50-х, начале 60-х эта машина не нашла, и проект закрыли. Построить удалось лишь нескольких прототипов, которые выбросили на задний двор одного из цехов. ⤵️

-3

Москвич-408 «Турист» (1964)

Еще один прототип АЗЛК, который планировали продавать «самым выдающимся» людям Советского Союза. Под капотом двигатель от «Москвича» 408 модели, но добавили в систему электронный впрыск. Благодаря этой доработке мощность подняли до 64 лошадиных сил.

Позиционировался купе-хардтоп как машина для четверых человек, однако в серию машина так и не пошла — для выставок и демонстраций руководству построили девять прототипов. Почти все они сгнили на задворках АЗЛК, так и не увидев дорог общего пользования. Оставшиеся три прототипа отправились в частные коллекции. ⤵️

-4

ЗИЛ 4102: Советский «Линкольн» (1989)

Попытку сделать комфортный седан российские автомобилестроители предприняли значительно позже. В 1989 году на Заводе имени Лихачёва (ЗиЛ) изготовили два прототипа ЗИЛ 4102.

Новая машина должна была стать альтернативной современным иномаркам и в перспективе могла поправить финансовое положение завода. Под капотом разместили бензиновую 16-клапанную «восьмёрку» объемом 7,7 литра мощностью 315 л.с. Огромный двигатель разгонял массивный седан до 190 км/ч.

В серийное производство автомобиль так и не попал — его экономика оказалась значительно хуже ожидаемой, и на рынке СССР и стран ближайшего зарубежья автомобиль с расходом в 30 литров на 100 километров никто не ждал. ⤵️

«Сузуки» из Ульяновска — УАЗ-3171 (80-е)

В середине 80-х на Ульяновском заводе разрабатывалиь сразу несколько внедорожников: УАЗ-3171, УАЗ-3172 и плавающий внедорожник УАЗ-3907 «Ягуар».

На первый возлагали особенно большие надежды — он был выпущен серией в 14 экземпляров для Минобороны, но в массовое производство так и не пошел. В машине легко угадывается дизайн компактных японских внедорожников Suzuki, но открытых данных о сотрудничестве двух компаний нет.

Если бы машина пошла в серию и попала бы в продажу, у советских и российских автолюбителей появился бы внедорожник с турбодизелем 2,4 литра и мощностью 90 л.с, несколькими блокировками и возможностью пробираться через самые непроходимые болота. ⤵️

-6

LADA C Concept: Базовая «Веста» (2007)

Одним из невыпущенных «АвтоВАЗом» на рынок автомобилей стала «Лада» модели С. Впервые машину показали в 2007 году на Женевском автосалоне. Машина получила 2,0-литровый мотор и новую МКПП, однако в дальнейшем из-за сотрудничества с Renault-Nissan проект пришлось свернуть. Плюс как раз громыхнул кризис.

Однако проект не пустили под нож, как это бывало с другими прототипами — наработки и решения в эргономике и дизайне применили при создании автомобилей семейства Vesta. ⤵️

-7

LADA Rapan: Электромобиль, который не снился клону Маску (1998)

Задолго до появления Tesla у волжского завода был свой электромобиль. «Лада» модели «Рапан» проехала первые метры по дороге еще в 1998 году. Запас хода электромобиля составлял скромные 100 километров, зато внешний вид машины завораживал!

Каплевидный дизайн напоминал то ли желе, то ли совсем безумную фантазию из кино про инопланетян. Обилие прозрачных поверхностей тоже выделяло авто из серой массы. К сожалению, в продаже «Рапан» так и не появился. Наверное, опередил своё время. В 2000 году на заводе решили, что электромобили в таком дизайне никому не нужны, и производство было свёрнуто. Всего выпустили четыре автомобиля — два ходовых макета и два прототипа. ⤵️

-8

Поставьте «Нравится» этому материалу, чтобы видеть больше полезного контента! Вот ещё несколько постов для водителей:

⚡️ Какими будут автомобили будущего

🛑 Изменения правил в 2021 году — за что будут штрафовать сильнее?