Эта сказка вызывает много вопросов. В детстве меня очень волновало: почему Иванушка превратился в козленочка? Почему муж не увидел подмены и не разобрался с ведьмой, притворившейся его женой, а спокойно жил с нею, принимая за Аленушку? Почему не заступился за козленочка, когда псевдожена решила его убить? И какие ошибки допускают иллюстраторы в своих работах? Давайте вместе разберемся.
Сестра и братец, оставшись сиротами, отправляются в путь. Иванушку мучит жажда, но Аленушка предупреждает его не пить из копытец, иначе он станет теленочком, жеребеночком или козленочком. Так в сказке реализуется древнее представление о гомеопатической магии: съев или выпив что-либо, герой принимает его форму. Показательно, что этой информацией владеет женский персонаж. Т.е. сказка относит мотив к особому женскому знанию периода матриархата.
Но физиология оказывается сильнее страха: братец не слушается и превращается в козленочка. Именно этому мотиву и посвящено больше всего работ. В нем и допускаются-то ошибки: иллюстраторы зачастую изображают не девушку, физически готовую к замужеству, а маленькую девочку, порой не старше 6-7 лет.
Кроме того, возникает ошибка с прической: до замужества на Руси заплетали одну косу, а плетение двух кос допускалось только замужними женщинами. Аленушка с двумя косичками и вынесена в современность, судя по ее одежде.
Аленушка встречает, по разным вариантам сказки, купца или царя и принимает его предложение выйти замуж. Первая иллюстрация, на мой взгляд, отражает суть сказки, а вторая намеренно искажает картину: Аленушка – девочка лет 11, под стать ей и жених. И откуда у сироты-крестьянки такой богатый головной убор, предназначенный для венчания? Почему она в нем, а не в платке, отправляется, как мы помним, на работу? По-моему, тот самый случай, когда иллюстратор увлекается собственной фантазией и нарушает логику сказки.
Купец или царь женится на Аленушке и отлучается из дому. В это время приходит ведьма, которая заманивает Аленушку купаться, вешает ей, не сопротивляющейся, камень на шею и топит. По другим вариантам сказки, это козни мачехи, которая подменяет падчерицу родной дочерью, переодевая ее в одежду Аленушки. Возвращается муж и не замечает подмены. Странно, правда? А все почему? С традиционной точки зрения все логично. Одежда была идентификатором человека – не только его пола и социального статуса, но и конкретного рода. Так женщины по вышивке признавали родственников. И одежда свидетельствовала о конкретном человеке больше, чем его лицо. Поэтому муж и не замечает подмены.
Ведьма понимает, что козленочек может выдать ее и хочет его убить. Козленочек бежит жаловаться утопленной сестрице и в это время всё (для мужа) и выясняется. Он разоблачает ведьму, достает Аленушку из озера, которую оживляют особой водой. А всего-то кое-кому стоило быть повнимательнее с женой, правда? Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!