Если вы не читали Аристофана, но очень бы хотели блеснуть знаниями текстов греческого автора, то на рассмотрение будут представлены восемь произведений и их краткий пересказ. Но идея статьи немного о другом, а конкретно о том, какие персонажи( они же реальные исторические личности), присутствующие в диалогах Платона, есть в комедиях Аристофана. Данная тема важна тем, что из работ комедианта можно узнать подробности о людях, чьи образы ушли глубоко в греческую мысль и чьи имена сохранились до наших дней.
Итак, первая пьеса «Пирующие», краткое описание будет такое: Нападки на риторическое образование: два брата, получившие совершенно разное образование - один по старому образцу, второй - риторическое - состязаются в присутствии отца, чтобы показать, что они выучили. Участвует Фрасимах( диалог Платона «Государство»).
Вторая пьеса «Ахарняне»: Сепаратному миру со Спартой( винный бурдюк), заключенному честным крестьянином, угрожают воинственно настроенные Ахарняне, хотя в конце крестьянин склоняет их к удовольствиям мирного времени. Участники: Алкивиад III, Аспасия, Ламах, Перикл I.
Третья пьеса «Облака»: Критика софистического образования: отец хочет, чтобы Сократ научил его сына-игрока, как перехитрить кредиторов, но план дает сбой, когда сын начинает обманывать и бить также и своего отца. Участники: Перикл I, Сократ, Херефонт.
Четвертая пьеса «Осы»: Критика судебной системы: отец, поддерживающий демократического лидера Клеона, без ума от судебной системы, которая внушает ему ощущение собственной важности и приносит доход. Его сын, противник Клеона, запирает его дома под стражей двух рабов. Спор отца и сына выливается в то, что старик оставляет свою общественную роль ради частной: в результате проводится домашний процесс над двумя собаками, которых отец судит неверно. Участники: Алкивиад III, Конн, Лахет, Ликон, Перикл I, Пириламп, Херефонт.
Пятая пьеса «Птицы»: Два друга( один легковерный, другой - мастер убеждать) покидают невзгоды сутяжнического человеческого общества, чтобы вести спокойную тихую жизнь среди птиц, превращаются в птиц и воздвигают стену между небом и землей. В конце мастер убеждать получает в награду царевну. Участники: Сократ, Херефонт.
Шестая пьеса «Женщины на празднике Фесмофорий»: В то время, как афинские женщины замышляют отомстить Еврипиду, он решает заслать шпиона-мужчину на тайные женские празднества, Фесмофории. Женственный Агафон кажется идеальной кандидатурой, но отказывается, и вместо него посылают родственника Еврипида. После разоблачения и угроз со стороны женщин он взывает о помощи к Еврипиду с целой серией пародий на его пьесы. Участники, собственно: Агафон, Еврипид.
Седьмая пьеса «Лягушки»: Бог Дионис, соскучившись по хорошему театру, отправляется в подземное царство, чтобы отыскать и забрать с собой Еврипида. Он присутствует на поэтическом состязании между тенями Эсхила и Еврипида, в качестве председателя выступает тень Софокла. Вопреки своему изначальному намерению, Дионис возвращается в Афины с Эсхилом. Участники: Агафон, Алкивиад III, Еврипид, Калий III, Клитофонт, Мелет I.
Восьмая, завершающая, пьеса «Женщины в народном собрании»: Афинские женщины, как обычно, возмущенные политикой, переодетыми входят в Народное собрание и берут на себя власть над городом, устанавливая общность женщин, детей и имущества, и устраняют суды. Участник: Калий III.
От себя хотелось бы отметить, что Аристофан является политически правым, он критикует противников консервативных взглядов во многих своих произведениях.
Спасибо за прочтение. Если есть какие-то вопросы касательно данной статьи или же другие по поводу греческой философии и истории древней Греции, то очень постараюсь ответить на них в комментариях.