или книга, после прочтения которой так сложно подобрать слова
"Я не буду стараться никого намеренно оскорбить, но и не собираюсь надевать белые перчатки и выказывать более почтения религии, чем сделал бы это в отношении любых других предметов исследования".
Ну здравствуй, Ричард.
На самом деле книга «Бог как иллюзия» почти дочитана, и я уже подбираю слова для своего небольшого ревью. Но возникает ощущение, что лучше, чем сам Докинз, уже никто не скажет:
"Почему бога считают объяснением чего-либо? Это не объяснение, а провал попытки объяснить, пожатие плечами, школьное «я не знаю», закутанное в покровы духовности и ритуалов". Ричард Докинз
В своем работе Докинз рассказывает об одном очень интересном, на мой взгляд, исследовании:
Израильский психолог Георгий Тамарин эксперимента ради раздал израильским школьникам описание иерихонской битвы, в которой преемник Моисея, Иисус Навин, полностью истребил население Иерихона. Юные респонденты должны были ответить, считают ли они правильным поступок Иисуса и возглавляемых им сынов Израилевых.
66% школьников одобрили поведение библейских персонажей, еще 8% оправдали частично, остальные 26% – осудили. Правда, осудили они Иисуса не за геноцид, а за уничтожение вместе с иерихонцами имущества последних вместо его сохранения для нужд евреев. Еще поразил, не могу не процитировать, ответ одной девочки:
«Я считаю, что это плохо, потому что арабы – нечистые, и, входя в нечистую землю, человек тоже становится нечистым и на него падает его проклятье».
Интересно, что другой группе школьников была подана эта же история, вот только Иисус был заменен на некого генерала Лина, а Израиль – на Китай 3000 лет назад. И ведь, как ни странно, 75% опрошенных осудили геноцид Иисуса Навина в лице генерала Лина.
А вот что говорит сам Докинз по поводу этого эксперимента:
«В эксперименте Тамарина дети были еще малы и наивны. Высказанные ими кровожадные взгляды, скорее всего, отражают точку зрения их родителей и взрастившего их общества. Думаю, что никого не удивит, если выросшие в той же раздираемой войнами стране палестинские дети выскажут аналогичные взгляды в прямо противоположном направлении. Эта мысль приводит меня в отчаяние. Вот она – жуткая по своей силе способность религии, и в особенности религиозного воспитания детей, разделять людей на веками враждующие лагеря и поощрять многолетнюю кровную месть».
Как бы я ни старалась, не могу оставаться равнодушной, читая эту книгу. И рекомендую всем ее прочесть. Не для того, чтобы кого-то в чем-то переубедить/пристыдить/научить, а для того, чтобы подумать.