- Мама, я хотела с тобой поговорить ... - Даша посмотрела на маму тем открытым и наивным взглядом, который в детстве помогал ей получить все, что она хотела, - Я на позиции, мы ждем девочку. ... - она мечтательно улыбнулась и погладила свой неподвижный живот, почти незаметно.
Бог! Даша! Ну почему так быстро ?! Диме всего три года, а Кристине пять. Что ж, они бы подождали еще немного, пока старшие вырастут. Почему вы так торопились? - Татьяна, не в силах сдержаться, подняла руки.
-Что значит спешить? Даша нахмурилась. Когда мы поладили с Максимом, сразу решили, что у нас будет много детей. На самом деле, мы четверо. Был бы четвертый мальчик ... - Даша мечтательно подняла голубые глаза.
-Даша, я понимаю, чего вы хотели. Но рожать и заводить детей - дело простое. Их еще нужно вырастить, потом дать образование и где-то жить. Понимать? А у вас их уже двое. Как ты будешь жить? Макс еле тянет вас троих, а потом появится еще один .. - совсем расстроилась Татьяна.
-Мама, ты знаешь, как говорят, - Бог дал детей, Он также даст детям. - Но я действительно хотел знать. Даша заколебалась. - Мы ютимся в двухкомнатной квартире. Вчетвером нам тесновато ... А скоро нас будет пятеро. А вам сто пятьдесят метров. Может как-нибудь решить эту проблему? Дом ведь можно продать? И на эти деньги купить вам дом и добавить к нам, чтобы мы могли купить что-то еще для себя. Как ты думаешь, мама?
Татьяна не сразу нашла способ ответить и сказала Даше, что нужно хорошенько подумать. Она просидела еще полчаса и собиралась идти домой.
Женщина провела дочь до ворот и снова подумала.
Вышла замуж за Альберта рано, в восемнадцать лет. Поженились по любви, еще учась в институте. Необразованные, они жили в общежитии, мечтали о собственном угле. Родители Татьяны еще во времена Советского Союза получили двухкомнатную квартиру и пригласили молодых людей к себе домой. Но молодежь хотела независимости. Поэтому, когда родилась Даша, они на время сняли дом. А потом случилось несчастье, отец Татьяны умер от инсульта. Мама прожила это недолго ... Так печально решились жилищные проблемы. А Дашечка провела сознательное детство в удобной двушке.
Альберт с ранних лет метал про частный дом. Я спал и увидел огород, фруктовый сад и цыплят. Как часто он мечтал о том, как они будут собирать и собирать свои овощи и фрукты. Все детство он провел с бабушкой в деревне, с этого момента началась его безумная любовь к стране.
-Таня. Вы даже не представляете, что это такое - домашний огурец, только что собранный в саду. С прыщиками, ароматными и сладкими, как мед! И лук, и редис! А какая окрошка получается от этого богатства! Привет! - он тяжело вздохнул и мечтательно посмотрел во двор их пятиэтажки с высоты четвертого этажа.
Таня только улыбнулась, глядя на мужа. Но мечты, как известно, имеют свойство сбываться. Та самая старая бабушка, которая привила ему любовь к стране, умерла естественной смертью в старости, оставив любимому внуку и дом, и небольшой банковский счет. Деньги не такие уж и горячие, но, продав дом и вложив в него определенную сумму, им удалось взять ссуду и купить дом.
Альберт был счастлив. Просторный дом в сто пятьдесят квадратных метров был даже больше, чем он мечтал. Нашлось место для детской, гостиной и нескольких спален. Они остепенились и зажили дружной семьей. Альберт и Татьяна работали, Даша уже ходила в садик. Жизнь, как говорится, состоялась. Но проблемы возникают неожиданно и вносят свои коррективы. Альберт ехал с работы домой и заснул за рулем. Лобовое столкновение. А у него в иномарке практически не было шансов по сравнению с водителем грузовика ...
Татьяна долгое время была безутешна. Но, как говорится, жизнь продолжается, а время лечит. Даша росла, радовала маму академическими успехами, потом институтами. Она была разумной девушкой с ясной головой. В восемнадцать лет Татьяна показывает ему свою родительскую квартиру, оформляет ее соответствующим образом и делает отличный ремонт. Тане очень хотелось, чтобы у Дашечки было собственное жилье, а она не жила в съемном, как когда-то с Альбертом.
Даша окончила институт и начала работать детским логопедом. Однажды она предупредила Татьяну, что не придет вечером одна.
- Мама, встречай меня, это мой жених Максим, - представила она невысокого худощавого молодого человека. Таня сразу заметила, что он некрасив и одет вот так, неряшливо что ли. Потом внутренне подтянулась, мол, выходить замуж за дочери, а не за ней! Но ее будущий зять не очень любил. К тому же он был молчалив и, как догадалась Татьяна, невоспитан. И он работал в какой-то авторемонтной компании! Механик!
- Дашечка, это, конечно, не мое дело, но вам не кажется, что вы с Максом очень разные? Ты потом пожалеешь, дорогой? - тревожно сказала она дочери, когда «жених» ушел восвояси.
-Мама! Что ты говоришь! Мы с Максом любим друг друга, и мне все равно, кто и что он думает. Теперь у нас все одинаковые люди и нет классового неравенства, слава богу, как в былые времена. И вообще, можно подумать, что я какая-то графиня ...
Не графиня, значит, не графиня ... И свадьбу сыграли, как положено. Единственное, молодой муж был голый, как сокол, и тоже сирота. Поэтому все расходы на свадебную суматоху легли на Татьяну. А выходить надо было срочно, у Даши под сердцем уже была Кристиночка ...
Молодые люди переехали в Дашину, ныне квартиру, и жили вместе. Было очевидно, что муж любит Дашу, и она отплатила ему за услугу. И когда родилась Кристиночка, он не отпускал. Правильно, когда он был свободен. И он редко был свободен, потому что работал семь дней в неделю и приходил, чтобы прокормить свою семью. Димочка последовал за Кристиночкой. Татьяна ахнула, когда узнала, что дочь беременна вторым ребенком.
-Даш, ну ты еще молод. Вы бы жили для себя, но рожали одно за другим. Это трудно. - Она пыталась урезонить дочь. Но она, улыбаясь, ответила:
- Мама, мы любим детей. Макс, когда рос в приюте, еще мечтал, чтобы когда вырастет, он женится, родит много детей и позаботится о них.
Татьяну только поразило то влияние, которое этот некрасивый парень оказал на ее дочь. Даша никогда не выражала желания стать многодетной матерью, но здесь она так сильно изменилась. «Но, наверное, все не так уж плохо», - подумала она. Дети в конце концов - наше продолжение и вообще счастье ...
И вот сегодняшний сюрприз с третьим ребенком и особенно разговор с дочерью сбил ее с пути. Она задавалась вопросом, что делать, но не могла найти ответа. С одной стороны, похоже, что дочь ни о чем подобном не просит. После смерти мужа дом вырос только для нее. Вы можете продать это и купить детям что-нибудь побольше. С другой стороны, она очень любила этот дом. Она знала каждую половицу, каждую трещину в нем, помнила все, что купила с мужем, кроме маленькой ниточки ...
Она решила позвонить своей старой подруге по колледжу Насте и спросить ее совета. Настя была человеком строгим и объективным, и она была свежим взглядом со стороны, который так нужен иногда. Она слушала очень внимательно и высказывала суждение своим голосом, который не мог принимать возражений.
-Таня, ну я все понимаю, внуки, дочка и все остальное. Но, при доставке, вообще думают, куда поставить грядки, куда поставить горшок и все остальное? Или вы научились размножаться, но не думаете обо всем остальном? НО? Короче, квартиру отдавали? Это дало. Ты заплатил за свадьбу? Я заплатила. Вы все время даете деньги? да. Вот и все, что вам нужно. Себя, дорогие, сами. Итак, вот мой вам совет: скажите своей дочери твердое «нет». Без вариантов.
Таня положила трубку и некоторое время переваривала услышанное. Затем она набрала номер дочери.
-Дашечка, ты знаешь, я подумал о нашем с тобой разговоре и принял решение. Я не смогу продать наш дом. Я помогу вам чем смогу. И материнский капитал нужно увеличивать, тем более, что у вас хороший старт. Это не правда? И наш дом будет для семейных встреч, чтобы вы могли приехать, и было место для всех.
-Мама! Честно говоря, я не ожидал от тебя! Зачем тебе он один, этот проклятый дом !? Можно купить большую квартиру, а вы останетесь там на жильё. И вы решили сделать это с собственной дочерью? Вы знаете? И не будет больше семейных посиделок и вообще ничего. Все! Не звони мне! Ясно?! Она повесила трубку.
Татьяна вздрогнула, словно от удара. Она долго держала телефон в руке, надеясь, что дочь перезвонит и объяснится. Но этого не произойдет. Потом пошла на кухню, налила себе чаю, села на свой любимый диван, купленный с Альбертом, и горько заплакала.
Говорят, что безвыходных ситуаций нет, но сейчас остался только этот случай. Заплакав, она легла спать. Ей приснился Альберт, который кормил ее огурцами и смеялся, когда она отталкивала руку от колючих шишек. Как когда я был молод ...