Если у вас свое маленькое дело, хороший способ его продвигать — вести свой блог. Рассказывайте и показывайте, как делаете маникюр, готовите торты или фотографируете на фрилансе. Это поможет заработать авторитет и привлечь больше покупателей.
Подробно о том, как создать личный бренд с помощью блога, расскажем в этом материале. А своим опытом поделится Миля Котлярова — основательница школы фриланса Digital Broccoli.
Изучите примеры
Для начала Миля советует поискать референсы. Наверняка в соцсетях и мессенджерах найдутся группы и каналы на нужную вам тему. Изучите, как работают ваши коллеги/конкуренты, о чем они пишут и в каких форматах, что больше нравится подписчикам. Затем составьте план работы. Нужно определить, какая у вас целевая аудитория, и выбрать наиболее подходящие площадки. Когда выбрали, продумайте контент и начинайте продвигать свое дело.
Составьте портрет покупателя
Для начала разберитесь, кому, для чего и в каких условиях может понадобиться ваша услуга или продукт. Важно, чтобы он решал какую-то задачу покупателя или заказчика. Подумайте, какую решает ваш. Определите, кто сталкивается с такими задачами. Какой у этого человека пол, какой доход, сколько ему лет и чем он занимается? Что особенного вы способны ему предложить?
Чтобы понять это, изучите аудиторию своих конкурентов, выделите сходства и отличия между вашими покупателями. С помощью Yandex WordStat или Google Trends посмотрите, в каких ситуациях пользователи чаще ищут ваш продукт. А определить, в чем ваша фишка, поможет обратная связь от текущих клиентов.
Как маркетолог я знаю, что самая полезная информация появляется только после первых продаж: так вы можете наиболее точно определить платящую целевую аудиторию. Поэтому после консультаций я запустила первый поток и собрала обратную связь: почему пришли в Digital Broccoli, какую цель перед собой ставите, какие темы наиболее интересны. Эти вопросы я задаю в начале потока на любом курсе, и из ответов получаются классные и содержательные портреты ЦА.
Миля Котлярова, контент-маркетолог и создательница школы фриланса Digital Broccoli
Решите, где вести блог
Эффективнее всего использовать несколько площадок, но для начала можно выбрать какую-то одну. Например, если вы продаете украшения из бисера или делаете маникюр, лучше всего подойдет Instagram. Тут удобно работать, если покупателю необходимо видеть результаты вашего труда, красивую картинку. Процесс можно показывать в сториз. Если для продвижения важнее не картинка, а текст с подробностями и разъяснениями, выбирайте Telegram. Чтобы привлечь внимание подростков, заведите TikTok. А тем, кто умеет убедительно говорить, понравится вести канал на YouTube. Например, если вы делаете видеокурсы, здесь можно публиковать некоторые уроки бесплатно.
Продумайте контент
Когда пришло время заполнять блог, помните, что контент должен быть не просто связан с вашим делом: он должен быть интересен подписчикам. Поэтому не следует писать слишком сложно и вдаваться в скучные детали, которые могут увлечь только специалистов. То же самое касается прямой рекламы в каждом посте — это может раздражать. Да, ваша главная цель — продать, но это нужно делать грамотно.
Чтобы заинтересовать покупателя, думайте о его потребностях. Можно, например, простым языком рассказывать то, что будет полезно аудитории. Если вы составляете персональные программы тренировок и питания, есть смысл публиковать в блоге более общие советы по рациону или списки простых упражнений.
Но с советами тоже важно не переборщить. Иногда вместо того, чтобы выступать в роли наставника, уместнее вступить с клиентом в диалог. И вообще — лучше не злоупотреблять каким-то одним форматом: читателю нужно разнообразие. Публикуйте подборки, интересные статьи по теме, проводите опросы и конкурсы. И реагируйте на отзывы: обратная связь поможет завоевать доверие подписчиков, а еще улучшать контент и сам продукт.
Наберите подписчиков
Для начала прорекламируйте себя в личных аккаунтах, среди друзей и знакомых. Попросите их, если есть возможность, рассказать о ваших начинаниях в своих соцсетях.
Найдите начинающих блогеров с похожей целевой аудиторией и попробуйте подружиться. Сделайте посты друг о друге, чтобы обменяться подписчиками. А когда у вас есть уже хоть какая-то аудитория, можно добавить и платную рекламу.
Я постоянно развиваю свой канал в Telegram рекламой: лучше всего раньше работали покупки публикаций в похожих каналах, сейчас — таргетированная реклама. Из бесплатных способов: контент-маркетинг — размещение статей на внешних ресурсах со ссылкой на канал в лиде и размещение форм для подписки на рассылку на сайте.
Миля Котлярова, контент-маркетолог и создательница школы фриланса Digital Broccoli
Помните, что количество подписчиков — это не главное
Какая разница, что их тысячи, если никто ничего не покупает? Чтобы подписчики превращались в покупателей, нужно научиться аккуратно продвигать свой продукт с помощью развлекательных и информационных постов. Следующий шаг — контент о самом продукте, о том, зачем он нужен покупателю. Можно не ограничиваться одними словами и позволить пользователю бесплатно протестировать продукт, если есть такая возможность.
Я использую стандартную механику воронки продаж: бесплатный контент на сайте, перевод в канал или рассылку, прогрев, запуск, брошенная корзина. Нужны «крючки», которые цепляют пользователя на ранних этапах и двигают по воронке. Например, часть клиентов приходит с YouTube, и под каждым видео теперь есть большой список ссылок на мои ресурсы и бесплатные материалы.
Миля Котлярова, контент-маркетолог и создательница школы фриланса Digital Broccoli
Упростите жизнь себе и клиенту
Если ваш подписчик захотел сделать покупку, это должно быть просто. Не заставляйте клиента тратить время на поиски товара и сложную оплату. Платежная форма должна быть понятной, а набор методов оплаты — разнообразным. Платежные решения под бизнес любого размера есть у ЮKassa, в том числе эквайринг для самозанятых.
Организовать взаимодействие с клиентами и налоговой поможет наш сервис ЮSelf. В личном кабинете ЮSelf можно не только принимать платежи на свой кошелек, но и решать другие рабочие задачи — и все «в одном окне». Можно встать на учет в налоговой и сняться с него, платить налоги, создавать чеки и именные ссылки на оплату, взаимодействовать с платформами для фрилансеров. С таким набором опций проще вести бизнес — и останется больше сил и времени на творчество.
Резюме
Чтобы успешно продавать свой товар или услугу, одной рекламы мало — даже если она хорошая. Важно работать с лояльностью своей аудитории. Сделать так, чтобы вас знали, чтобы вам доверяли. И в наше время есть много инструментов, которые позволяют выстроить такие отношения с покупателем.
Сейчас у клиента происходит 15-18 касаний с продуктом до покупки, и эти касания невозможно сделать одним таргетом или контекстом. Клиенту нужно больше информации, чтобы принять решение, он хочет сравнить вас с конкурентами, понять вашу ценность для себя, почувствовать связь. Есть исследования, доказывающие, что один вид цены на желаемый продукт активирует в мозге зоны, ответственные за реальную физическую боль. Задача контент-маркетинга — создать такую ценность продукта, чтобы радость от его приобретения перевесила эту боль.
Миля Котлярова, контент-маркетолог и создательница школы фриланса Digital Broccoli
© 2021 ООО НКО «ЮМани». Лицензия Банка России № 3510‑К