Персонаж какого произведения в истории мировой литературы считается первым литературным вампиром (нет, это не Дракула!)?
Чем замечателен этот литературный герой? В чем заключается скандальность публикации произведения о нем? Какого персонажа русской классической литературы можно считать вампиром с психологической точки зрения?
Ответы на все эти вопросы вы узнаете, дочитав статью до конца…
«Вампирская тема»
В сознании современного читателя «вампирская тема» давно и прочно связана с именем Абрахама (Брэма) Стокера (1847 – 1912) - английского прозаика ирландского происхождения, автора знаменитого «Дракулы». Этот роман был издан в 1897 году - и с тех пор считается основой новой мифологии вампиризма, которая стала необычайно популярной в XX – XXI веках благодаря многочисленным киноверсиям. Массовая культура много сделала для популяризации образа графа-вампира Дракулы, тем самым отодвинув в тень одно важное и интересное обстоятельство…
Дело в том, что Дракула Стокера – далеко не первый литературный вампир… Увы, скандал, связанный с публикацией повести «Вампир» Джона Уильяма Полидори (1795 – 1821) не позволил такому персонажу, как лорд Рутвен стать таким же знаменитым и узнаваемым, как Дракула, хотя в истории английской и мировой литературы именно лорд Рутвен считается первым литературным вампиром.
Врач, секретарь, писатель…
…Джон Уильям Полидори был старшим сыном политического эмигранта, итальянского ученого и переводчика Гаэтано Полидори и английской гувернантки Анны Марии Пирс. С апреля по сентябрь 1816 года он одновременно исполнял обязанности личного врача и секретаря скандально известного английского поэта и лорда Джорджа Гордона Ноэля Байрона (1788 – 1824).
Судьбоносное для всей мировой литературы событие произошло в июне 1816 года, точнее - в ночь с 16-го на 17-ое число, на швейцарской вилле Диодати. Между присутствующими на вилле Байроном, Полидори, поэтом Перси Биши Шелли, Мэри Уолстонкрафт Годвин (она же Мэри Шелли), Джейн Клэр Клермонт (сводная сестра Мэри Шелли) состоялось творческое состязание в сочинении страшных («готических») историй. Последствия этого состязания оказались неоднозначны: Мэри Шелли в результате создала свой знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», тогда как набросок рассказа Байрона остался неоконченным…
А что же Полидори? Будучи человеком, ведущим подробный дневник, Джон Уильям по свежим впечатлениям записал содержание рассказа своего патрона. Впоследствии, как считают исследователи, Полидори самостоятельно (!) развил сюжетную линию байроновского наброска и сочинил повесть «Вампир».
В середине сентября 1816 года Байрон увольняет Полидори. После этого события Джон Уильям много путешествовал по Европе, а в 1817 году возвратился в Англию. Он обосновался в Норвиче и попробовал заниматься частной медицинской практикой… Но общение с поэтом, видимо, оказало заметное влияние на молодого медика – в 1819 году Полидори возвратился в Лондон для того, чтобы серьезно заняться литературой.
В этом же году Джон Уильям опубликовал трагедию «Хименес», серию стихотворений, роман «Эрнест Бертхольд, или Современный Эдип», но все эти произведения затмила повесть «Вампир»...
Публикация «Вампира»: триумф и скандал
Публикация «Вампира» стала главным литературным событием 1819 года. Правда, без скандала не обошлось. Считается, что повесть была каким-то образом напечатана без ведома самого Полидори. И авторство произведения при этом было приписано... Байрону.
Естественно, поэт не только опроверг свое авторство, но и опубликовал под названием «Фрагмент» свой собственный незавершенный рассказ, вдохновивший Полидори на написание повести «Вампир». Таким образом Байрон продемонстрировал публике явное несходство текстов и повествовательных манер.
Но было поздно: «Вампира» Джона Уильяма Полидори - под именем Джорджа Гордона Байрона – уже ждал оглушительный успех. В одном только Лондоне в течение 1819 года повесть вышла шестью (!) отдельными изданиями и была переведена на французский (учитывая, что в XIX веке этот язык являлся языком мировой коммуникации, можно говорить о мировом успехе). Несмотря на то, что во многих изданиях печатались разъяснения Полидори об обстоятельствах создания повести, текст байроновского «Фрагмента», всё-таки на титульных листах можно было прочитать следующее: «Сочинение высокочтимого лорда Байрона». Переводы на различные иностранные языки и театральные адаптации прочно связали «Вампира» с именем Байрона, а не Полидори (его настоящего создателя).
Подавленный скандалом, в результате которого он приобрел репутацию литературного мошенника, не добившийся признания своего авторского права на «Вампира», Полидори оставил надежду сделать писательскую карьеру… Жизнь настоящего автора «Вампира» закончилась печально: Джон Уильям Полидори отравился. До его 26-летия оставалось всего две недели…
Аристократы-вампиры
Складывается впечатление, что это лорд Рутвен – герой повести «Вампир» - убил своего создателя… Ведь Полидори на страницах своей повести создал такой яркий и запоминающийся «новый образ» вампира!
В чем же заключалась эта самая «новизна» для XIX века? А вот в чем: вместо неказистого фольклорного упыря Полидори впервые (!) изобразил утонченного и порочного аристократа, разочарованного скитальца, циничного соблазнителя юных леди.
В его облике, как считают литературоведы, без труда различимы байроновские черты, а в описании взаимоотношений юного аристократа Обри и лорда Рутвена – психологические особенности состояния «дружбы-вражды» Полидори и самого Байрона.
Можно сказать, что «Вампир» Джона Уильяма Полидори оказал влияние не только на развитие литературы «тайны и ужаса» как таковой, но и на развитие психологической прозы.
Как ни странно, подтверждение тому можно найти в романе «Герой нашего времени» великого русского классика М.Ю. Лермонтова. Разве Печорин не вампир с психологической точки зрения? Ведь он, как и Рутвен, является блестящим аристократом, разочарованным и циничным соблазнителем, наделенным властной притягательностью, который приносит людям зло. Да, он и сам страдает по этой причине, но изменить себя не может…