Найти тему

ПЕРВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВАМПИР

Персонаж какого произведения в истории мировой литературы считается первым литературным вампиром (нет, это не Дракула!)?

Чем замечателен этот литературный герой? В чем заключается скандальность публикации произведения о нем? Какого персонажа русской классической литературы можно считать вампиром с психологической точки зрения?

Ответы на все эти вопросы вы узнаете, дочитав статью до конца…

Обложка книги "Вампир" Дж. У. Полидори (современное издание)
Обложка книги "Вампир" Дж. У. Полидори (современное издание)

«Вампирская тема»

В сознании современного читателя «вампирская тема» давно и прочно связана с именем Абрахама (Брэма) Стокера (1847 – 1912) - английского прозаика ирландского происхождения, автора знаменитого «Дракулы». Этот роман был издан в 1897 году - и с тех пор считается основой новой мифологии вампиризма, которая стала необычайно популярной в XX – XXI веках благодаря многочисленным киноверсиям. Массовая культура много сделала для популяризации образа графа-вампира Дракулы, тем самым отодвинув в тень одно важное и интересное обстоятельство…

Дело в том, что Дракула Стокера – далеко не первый литературный вампир… Увы, скандал, связанный с публикацией повести «Вампир» Джона Уильяма Полидори (1795 – 1821) не позволил такому персонажу, как лорд Рутвен стать таким же знаменитым и узнаваемым, как Дракула, хотя в истории английской и мировой литературы именно лорд Рутвен считается первым литературным вампиром.

Портрет Дж. У.  Полидори, автора "Вампира".
Портрет Дж. У. Полидори, автора "Вампира".

Врач, секретарь, писатель…

…Джон Уильям Полидори был старшим сыном политического эмигранта, итальянского ученого и переводчика Гаэтано Полидори и английской гувернантки Анны Марии Пирс. С апреля по сентябрь 1816 года он одновременно исполнял обязанности личного врача и секретаря скандально известного английского поэта и лорда Джорджа Гордона Ноэля Байрона (1788 – 1824).

Судьбоносное для всей мировой литературы событие произошло в июне 1816 года, точнее - в ночь с 16-го на 17-ое число, на швейцарской вилле Диодати. Между присутствующими на вилле Байроном, Полидори, поэтом Перси Биши Шелли, Мэри Уолстонкрафт Годвин (она же Мэри Шелли), Джейн Клэр Клермонт (сводная сестра Мэри Шелли) состоялось творческое состязание в сочинении страшных («готических») историй. Последствия этого состязания оказались неоднозначны: Мэри Шелли в результате создала свой знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», тогда как набросок рассказа Байрона остался неоконченным…

Обитатели виллы Диодати (слева направо: П.Б. Шелли, М. Шелли, Дж. Г. Байрон, Дж. У. Полидори).
Обитатели виллы Диодати (слева направо: П.Б. Шелли, М. Шелли, Дж. Г. Байрон, Дж. У. Полидори).

А что же Полидори? Будучи человеком, ведущим подробный дневник, Джон Уильям по свежим впечатлениям записал содержание рассказа своего патрона. Впоследствии, как считают исследователи, Полидори самостоятельно (!) развил сюжетную линию байроновского наброска и сочинил повесть «Вампир».

В середине сентября 1816 года Байрон увольняет Полидори. После этого события Джон Уильям много путешествовал по Европе, а в 1817 году возвратился в Англию. Он обосновался в Норвиче и попробовал заниматься частной медицинской практикой… Но общение с поэтом, видимо, оказало заметное влияние на молодого медика – в 1819 году Полидори возвратился в Лондон для того, чтобы серьезно заняться литературой.

В этом же году Джон Уильям опубликовал трагедию «Хименес», серию стихотворений, роман «Эрнест Бертхольд, или Современный Эдип», но все эти произведения затмила повесть «Вампир»...

Публикация «Вампира»: триумф и скандал

Публикация «Вампира» стала главным литературным событием 1819 года. Правда, без скандала не обошлось. Считается, что повесть была каким-то образом напечатана без ведома самого Полидори. И авторство произведения при этом было приписано... Байрону.

Естественно, поэт не только опроверг свое авторство, но и опубликовал под названием «Фрагмент» свой собственный незавершенный рассказ, вдохновивший Полидори на написание повести «Вампир». Таким образом Байрон продемонстрировал публике явное несходство текстов и повествовательных манер.

Но было поздно: «Вампира» Джона Уильяма Полидори - под именем Джорджа Гордона Байрона – уже ждал оглушительный успех. В одном только Лондоне в течение 1819 года повесть вышла шестью (!) отдельными изданиями и была переведена на французский (учитывая, что в XIX веке этот язык являлся языком мировой коммуникации, можно говорить о мировом успехе). Несмотря на то, что во многих изданиях печатались разъяснения Полидори об обстоятельствах создания повести, текст байроновского «Фрагмента», всё-таки на титульных листах можно было прочитать следующее: «Сочинение высокочтимого лорда Байрона». Переводы на различные иностранные языки и театральные адаптации прочно связали «Вампира» с именем Байрона, а не Полидори (его настоящего создателя).

Подавленный скандалом, в результате которого он приобрел репутацию литературного мошенника, не добившийся признания своего авторского права на «Вампира», Полидори оставил надежду сделать писательскую карьеру… Жизнь настоящего автора «Вампира» закончилась печально: Джон Уильям Полидори отравился. До его 26-летия оставалось всего две недели…

Обложка книги "Вампир" Дж.У. Полидори (современное издание).
Обложка книги "Вампир" Дж.У. Полидори (современное издание).

Аристократы-вампиры

Складывается впечатление, что это лорд Рутвен – герой повести «Вампир» - убил своего создателя… Ведь Полидори на страницах своей повести создал такой яркий и запоминающийся «новый образ» вампира!

В чем же заключалась эта самая «новизна» для XIX века? А вот в чем: вместо неказистого фольклорного упыря Полидори впервые (!) изобразил утонченного и порочного аристократа, разочарованного скитальца, циничного соблазнителя юных леди.

В его облике, как считают литературоведы, без труда различимы байроновские черты, а в описании взаимоотношений юного аристократа Обри и лорда Рутвена – психологические особенности состояния «дружбы-вражды» Полидори и самого Байрона.

Портрет Дж. Г. Байрона.
Портрет Дж. Г. Байрона.

Можно сказать, что «Вампир» Джона Уильяма Полидори оказал влияние не только на развитие литературы «тайны и ужаса» как таковой, но и на развитие психологической прозы.

Как ни странно, подтверждение тому можно найти в романе «Герой нашего времени» великого русского классика М.Ю. Лермонтова. Разве Печорин не вампир с психологической точки зрения? Ведь он, как и Рутвен, является блестящим аристократом, разочарованным и циничным соблазнителем, наделенным властной притягательностью, который приносит людям зло. Да, он и сам страдает по этой причине, но изменить себя не может…

Автор текста: Юлия Коверя