Найти тему
Фотосклад.Эксперт

Почему заказчик не всегда прав. 3 кейса

Фотография: Никита Калюжин
Фотография: Никита Калюжин

Любой коммерческий фотограф рано или поздно сталкивается с этим: заказчики, которых что-то не устраивает, невнятное ТЗ, клиент, который забраковал хорошие фотографии… Всё это становится причиной самокопания и может пошатнуть уверенность в себе. Конечно, порой такие претензии действительно обоснованы. Но что делать, если нет? Я выбрал три распространённых кейса, в которых заказчик точно не прав, а ситуация требует обсуждения.

1. Первый и самый частый: «Я себе не нравлюсь»

Вас можно назвать счастливчиком, если вы ни разу не слышали такое от клиента. Смоделируем ситуацию: у вас намечается съёмка, вы обсудили мудборд, образ и локации. Клиент, при идеальном раскладе, также посмотрел ваш стиль работы. Во время съёмки всё идёт хорошо, комфортно и с юмором. Все довольны. Проходит время, вы поработали над фотографиями, отправляете готовые снимки и получаете в ответ: «Я себе не нравлюсь». Что с этим делать?

Прежде всего: откройте фотографии ещё раз и постарайтесь чистым взглядом критически посмотреть на них. Оцените выражение лица, позы и кадрирование. Возможно, где-то и правда получилось криво?
Дальше важно спросить человека, что конкретно ему не нравится? На основании чего клиент сделал такой вывод? Есть очень чёткая грань между «Я себе не нравлюсь» и «Это плохая фотография». Это два совершенно разных тезиса. И если во втором случае речь действительно про вашу компетентность и профессионализм, то в первом – вопрос к человеку. Если он сам себе не нравится, считает не привлекательным и относится критично к своей внешности, то какие уж тут могут быть фотографии? Логичный исход – он ни где себе не понравится, поскольку считает себя не красивым. Это разделение важно обсудить, но сделать это аккуратно. Человек должен понимать, что это вопрос к его критическому взгляду на себя, но совсем не к вашей работе.

Выход из ситуации: если после обсуждения заказчик согласится с вами (при условии, что фотографии правда окей, и вы сделали их профессионально), то делать ничего не нужно. В случае, если есть бракованные кадры, плохие ракурсы, неумелая обработка и т.п. – можно спросить мнение третьей стороны (например, знакомого человека или независимого фотографа) и предложить клиенту переделать съёмку. Это будет правильным и профессиональным решением.

Фотография: Никита Калюжин
Фотография: Никита Калюжин

2. Второй, редкий, но меткий: «Получилось не так, как на мудборде»

Еще одна претензия, которую можно услышать, когда вы отдали фотографии и получили обратную связь от клиента. На стадии переговоров вы обсуждали локацию, выбирали вместе (желательно) референсы, подбирали образ, а по итогу вам говорят: «Получилось не так, как на мудборде!».

Что с этим делать? В первую очередь, здесь лучше ещё раз пройтись по самому мудборду, а не по вашим готовым фотографиям. Оцените, насколько общее настроение и картинка соответствуют отснятому материалу. Важный совет: не удалять папку с референсами, пока съёмка точно не будет закончена.

Второе, при условии, что первый пункт успешно пройден, стоит обсудить это с заказчиком. Важно понимать, что мудборд на то и МУДборд, от слова mood, настроение. Никогда не стоит задача копировать кадры один в один. Более того, сама картинка и не может быть совершенно идентичной: другие условия съёмки, другая локация, одежда и т.д. Например, если в мудборде была съёмка в густом зелёном лесу для модели в длинном белом платье. А вы решили сделать нечто подобное, но в менее густой парковой зоне и простом белом платье, которое нашлось у девушки в шкафу, клиенту не стоит ждать идентичной картинки на выходе. Этот момент важно разъяснять человеку. Лучше даже ещё на стадии согласования. Хотя такие претензии от клиентов, по собственной практике, бывают крайне редко.

Фотография: Никита Калюжин
Фотография: Никита Калюжин

3.Третий, глупый: «Хочу как у NN»

Врать не буду, на моей собственной практике такое было лишь один раз. Здесь даже не нужно заново пересматривать мудборд или отснятые фотографии критическим взглядом – всё раскрывается еще на стадии согласования. Это тот случай, где клиент категорически не прав, хоть эта формулировка не совсем корректна. Клиент приходит к вам с запросом: «Хочу как у фотографа N»/ «Хочу как на такой картинке из Pinterest» / «Хочу что-то невероятное [показывает съемку в недостижимой локации]». Главная проблема здесь в том, что вы так не снимаете! Ни в одном из кейсов пример заказчика вообще не соответствует вашему профилю и стилю работы.

Решение вопроса. Важно очень тактично и аккуратно попросить человека объяснить его выбор: почему он выбрал именно этот снимок/снимки для примера, чем они ему нравятся, что именно он хотел бы повторить? Попросите заказчика пройтись по вашим съёмкам (можно даже предоставить дополнительную ссылку, если в открытом доступе их нет) и спросить, что ему нравится в вашем портфолио. Таким образом можно направить человека на более грамотный запрос именно к вам, исходя из вашего стиля.

Если это не сработает, а человек, даже после прямого разъяснения, что вы так не снимаете, будет настаивать именно на такой съемке – самым экологичным и сохраняющим нервные клетки вариантом будет направить человека к коллеге с более подходящим стилем, а самому отказаться. Это не последний клиент, а работа в таких условиях точно будет стоить вам нервов.

Фотография: Никита Калюжин
Фотография: Никита Калюжин

Автор: Никита Калюжин

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

7Artisans анонсировала недорогой APS-C объектив 50mm f/0.95

Нужно ли начинать снимать видео в 8К

Лаконичная красота: лучшие снимки конкурса «Минималистичное фото года»