Для начала, расскажу три «скучные», но крайне ВАЖНЫЕ предыстории:
- Несколько лет назад я работала в тренинговой компании ЭКватор и меня попросили срочно помочь с организацией лекции для родителей. Сказали, что придет мол какой-то именитый психолог, толи педагог. Я сразу согласилась, потому что тогда event были частью меня. Лекция называлась, как-то вроде «Как ответить ребенку про секс?» или «Как рассказать про ЭТО?», в общем, дословно не помню. Лектором оказался, впоследствии обожаемый мною, Дима Зицер… Тогда я только слышала от коллег, какой он крутой, но за три минуты от начала лекции я поняла о чем они все говорят...
- Дима в самом начале лекции сказал: «а в чем проблема с правдой?», мол зачем рассказывать про пестики и тычинки, аистов и капусту, когда можно сказать правду. Ну вот что в ней такого? Аудитория офигела, мягко говоря. Но Дима продолжал: «Вы когда сексом занимаетесь, вы чтоли там аистов у капусты караулите? Или ботанику изучаете? Нет! Так зачем говорить заведомо ложную информацию?». Ведь таким образом ребенок узнает, что такое секс, не от вас, вспомнит, что вы постеснялись сказать правду и не придет с вопросами к вам. И вот тут родители напугались и начали спрашивать уже о том, как не посвящать ребёнка в тонкости биологии и анатомии в 5-7 лет, а объяснить попроще, но уже никто не думал, что надо врать. Потому что всем стало не по себе от осознания, что ровно из-за этого они в свое время не пришли к своим родителям за советом, и не хочется, чтобы свои дети делали то же самое...
- Однажды с коллегами, из той же тренинговой компании ЭКватор, мы были на корпоративе и одна из нас поделилась: «Учитель по ИЗО поставил моему ребенку тройку!». Ну, мы закономерно спросили: «За что?». Коллега показала аппликацию сына и сказала было дано задание: «сделать и вклеить в квадрат мужской костюм - пиджак, рубашка и галстук». Мы посмотрели на картинку, формата А4, на ней был нарисован квадрат, а в нем вклеены, аккуратно сделанные в виде оригами (чесслово, я так не сумею), пиджак, рубашка и галстук. Я, как самая младшая, вроде, первая спросила: «В чем не состыковка? Почему тройка то в итоге?». «Ну, потому что пиджак зеленый, рубашка желтая, а галстук голубой. Мол так не бывает», - ответила коллега и мы все взорвались хохотом: «Кто сказал?», «В задании не было сказано, что пиджак должен был быть черный, рубашка белая, а галстук тоже черный»...Все начали вспоминать свои "творческие" предметы со школы и от осознания всего этого кошмара мы все ужаснулись. С учителем наша коллега разругалась, оценку ребенку не исправили, но она поступила радикально - забрала ребенка и открыла свою школу! Где ребенку за творчество не будут ставить тройку, учить стереотипному и скудному мышлению тоже не будут. Школа, кстати, работает, называется MALTA.
- Однажды нам с моей начальницей, все в том же ЭКваторе, на поток стажировки пришла девочка, которая все время спрашивала «Зачем?». «Камила, напиши пост!» - «Зачем?»; «Отредактируй пост-релиз»; «Отправь рассылку участникам после мероприятия»… «Зачем?». Сначала мы с Наташей жутко раздражались (честно). «Почему нужно уговаривать человека работать?», «Что тут не понятного?». Мы же эмоционально компетентные, сели рассуждать и осознали, что это шикарный вопрос! Взрослому человеку априори нельзя приказывать. Ну просто нельзя думающему человеку говорить что сделать и лишать его возможности подумать - так рождается выученная беспомощность, и это методы армии или тюрьмы. А на «гражданке» каждый человек имеет право знать «Зачем?» ему что-то нужно сделать или чего-то не делать. И если ваша и его мотивации не совпадают, нужно найти общую. Так строится «договоренность», а не «приказ». А «приказы» для взрослого человека вызывают лишь агрессию, сопротивление и, порой, страх, и еще отучают мыслить и принимать решения самостоятельно, а это прямой путь к выученной беспомощности.
Итак, зачем были эти предыстории? По большому счету, чтобы натолкнуть на мысли. К какому действию я хочу привести? Чтобы читающий посмотрел интервью на youtube-канале «Редакция», которое называется «Дети», где спикером выступил, собственно, Дима Зицер.
За время просмотра я дважды прослезилась и постоянно аплодировала телевизору, как сумасшедшая. То, что рассказывает Дима - оно про семью, а она во все годы, не только в детстве. И отношения с детства формируются. Страхи, тараканы, инициативность, самостоятельность - это все навыки, а не качества. А навыки - штука исключительно приобретенная.
В интервью Дима поднимает темы: «ребенок мне еще спасибо скажет», «вселенское благо, которое потом поймет», «атмосфера в семье», «важность выбора» и другие супер-крутые и супер актуальные темы.
Меня вот очень зацепила фраза: «большинство родителей не способны назвать три любимых игры, музыкальных исполнителя или фильма у ребенка», потому что «какую-то хрень ты слушаешь/смотришь/делаешь, вот яяяяя в детстве…на послушай, на смотри, на играй».
Но времена неизбежно меняются и важно помнить, что каждое новое поколение - это вагон с машинистом, а прошлое поколение остается в предыдущем вагоне и так или иначе должно прислушиваться к молодежи. А опыт нужно суммировать, чтобы приходить к сотрудничеству, а не давить своим опытом, который ребенку по жизни пригодится может так же часто, как высшая математика…
В общем, ваш ребенок - это лишь плод вашей любви, а не эксперимент и не инструмент развлечения. Он сам узнает то, что ему нужно, интересно, необходимо и нет конкретного возраста, в котором он что-то должен или не должен.