Слышали про успех Отто Веддигена? Ну, это тот кайзеровский подводник, который 22.09.1914 утопил сразу ТРИ британских броненосных крейсера. А слышал кто-нибудь про эсминец, который за две недели отправил измерять глубину Мирового океана ШЕСТЬ вражеских подлодок? Причем эсминец был эскортный, то есть, как бы не совсем эсминец.
Итак, встречайте - эскортный миноносец ВМС США DE-635 "Ингленд". Назван в честь однофамильца известного пирата, энсайна (мичмана) Джона Ингленда, радиста линкора «Оклахома», погибшего 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе. Джон Ингленд спас троих моряков с тонущего корабля и погиб при попытке спасения четвертого. Миноносец относился к типу "Бакли".
Водоизмещение 1422 тонны. Меньше, чем у стандартных эсминцев того времени типа итальянских, советских, британских, по сравнению с немецкими так и вообще недотыкомка.
Длина кораблика 93 метра, ширина – 11 метров, осадка 3 метра.
Энергоустановка – два котла с турбоэлектрическими агрегатами от «Дженерал электрик» мощностью 12 000 л.с. С ними корабль мог развить максимальную скорость 23 узла и пройти 4300 миль экономичным ходом в 17 узлов.
«Ингленд» нёс три универсальных 76-мм орудия, счетверенную установку «Чикагское пианино» калибром 28-мм и до кучи шесть 20-мм одноствольных зенитных автоматов «Эрликон».
Для такого карлика неплохо, да? Но это ещё не всё. Приплюсуйте один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, один реактивный бомбомет «Hedgehog» («Ёж»), выпускавший 24 глубинных снаряда калибром 178-мм, восемь обычных бомбометов и два бомбосбрасывателя для глубинных бомб. Вот теперь картина полная. Кораблик получился опасный исключительно для мелких судов и подводных лодок, опционально - для авиации. Для ПЛ - очень опасный, учитывая наличие гидроакустической поисковой аппаратуры, а на некоторых корабликах ещё и радара. Командовал «Инглендом» коммандер (капитан 3 ранга по-нашему) Уолтон Пендлтон.
Актёры и автор представлены, перейдем собственно к драме.
18 мая 1944 года «Ингленд» вместе с однотипными эскортными миноносцами «Джордж» и «Рэби» нес патрульную службу в районе Соломоновых островов. По данным разведки, в этом районе должна была появиться японская подводная лодка-транспорт с грузом для гарнизона острова Бугенвиль. Потому в развернутом строю миноносцы обшаривали акваторию в поисках подводной лодки японцев. 19 мая в 13.25 акустик «Ингленда» установил контакт с подводной лодкой и Пендлтон сразу повел корабль в атаку. Первый заход был пробным, без бомбометания, для того чтобы акустик точно установил местоположение лодки. Затем начался кромешный ад для японцев и веселье азартное для амеров. В течении часа экипаж «Ингленда» крайне энергично сделал пять заходов с бомбометанием.
Боеприпасы РБУ «Ёж» отличались от обычных глубинных бомб тем, что срабатывали только при контакте с корпусом подводной лодки. С одной стороны, это не «глушило» акустиков, которые выслушивали подводную лодку, с другой – при взрыве радостно бабахали все остальные боеприпасы, находившиеся рядом с тем, который контактировал с лодкой.
И вот на пятый раз шарахнуло под водой, и на поверхности появилось масляное пятно и различные обломки. Так закончился последний поход японской подводной лодки I-16. Спасенных не было...
Пока экипажи радовались удачным действиям «Ингленда», пришло сообщение из штаба: в соседнем квадрате патрульный самолет заметил и безрезультатно атаковал еще одну подводную лодку. Миноносцы получили приказ перейти в район обнаружения лодки противника. Переход занял сутки, и в указанный квадрат корабли пришли в ночь на 21 мая. А 20 мая в штабе американского флота было перехвачено и расшифровано сообщение, в котором говорилось о выходе седьмой японской подводной эскадры на позицию для перехвата американских авианосцев. Восемь подводных лодок вышли в район, через который уже дважды проходили авианосцы адмирала Хэлси. Амеры почуяли запах барбекю.
Началось патрулирование. В 3.50 утра 22 мая радар «Джорджа» засек какую-то цель в 7 милях. Почти сразу же эту цель заметили и операторы радара «Ингленда». На «Джордже» врубили прожектор и пошли в атаку. «Ингленд» шел вторым. Сигнальщики обеих кораблей заметили в луче прожектора подводную лодку, которая сразу погрузилась. Первым сделал боевой заход «Джордж» и промахнулся. Не повезло и бомбометчикам «Ингленда». Уточнив курс лодки по показаниям акустиков, миноносцы повторили бомбовое курощение... И тут снова прекрасно легла серия бомб «Ежа» с «Ингленда». Взрыв, три детонации и далее очень сильный взрыв под водой, на поверхности лопнул большой воздушный пузырь, затем показалась солярка и обломки. Подводная лодка RO-106 ушла на дно со всем экипажем.
Не прошло и суток, как случился новый контакт. Корабли шли уступом, используя и радары, и гидроакустику. 23 мая в 6 часов утра миноносец «Рэби» обнаружил радаром подводную лодку. «Рэби» сделал четыре захода, но без успеха. Дальше в дело вступил «Джордж», который еще пять раз отбомбился по лодке. Через полтора часа к лузерам присоединился «Ингленд», который дал два залпа «Ежом» с интервалом в 15 минут. Второй залп оказался точным, на поверхность начали вырываться воздушные пузыри. Миноносец прошел над местом, откуда с силой вырывался воздух воздух и отбомбился обычными глубинными бомбами. Ну, дальше вы поняли...
Настала очередь подводной лодки RO-104 пополнить боевой счет «Ингленда». Ситуация стала напоминать пословицу "Пошли за шерстью-вернулись стрижеными".
Командование флота, которому шли рапорты командира группы кораблей коммандера Хэйнса, многомудро сделало вывод о том, что миноносцы имеют дело с завесой японских подводных лодок, развернутых с севера на юг. Соответственно, если отправить корабли южнее, то очень даже возможно найти и прищучить еще кого-то.
Боевая троица пошла на юг, обшаривая пространство и воду локаторами и сонарами. Ночью 24 мая (1.20 ночи) радар «Джорджа» нащупал лодку. Естественно, японцы сразу нырнули, но тут же попались в чуткие ушки гидроакустику «Ингленда». Первый же залп «Ежа» поразил цель, и лодка RO-116 продолжила погружение, но уже без контроля экипажа. Утро показало привычную уже картину огромного пятна масла и солярки.
26 мая три охотника встретились с отрядом кораблей, пришедшим им на смену. Боевой троице реально требовалось пополнить запасы абсолютно всего. Миноносцы Хэйнса сменил полнокровный охотничий отряд в составе эскортного авианосца «Хогатт Бэй» и эскортных миноносцев же «МакКорд», «Хоэл», «Херманн» и «Хазельвуд».
Уставшие, но бдительные "Рэби", "Джордж" и наш герой пошли в сторону базы, однако расслабляться не стали, и в 2 часа 26 мая операторы радара «Рэби» были вознаграждены ещё одним контактом! На этот раз не повезло RO-108. Далее сценарий был стандартный: «Рэби» дал направление по радару, как только лодка погрузилась, в дело вступили акустики «Ингленда» и поймавший кураж расчет реактивного бомбомета. С первой же атаки бомбы «Ежа» дали 4-6 взрывов. Особых спецэффектов не было, но утром был замечен уже знакомый подымающийся с глубины фонтан масла и солярки.
Для RO-108 война закончилась. Спасённых, по традиции, не было.
27 мая группа Хэйнса пришла в гавань Зееадлер, где пополнила запасы глубинок с присланного на усиление миноносца «Спенглер» и уже во второй половине следующего дня снова вышла в море.
30 мая в 01:44 ночи эскортный миноносец «Хэйзелвуд», обнаружил подводную лодку и закономерно загнал её под воду. Атаки глубинными бомбами успеха не принесли, но в 04:35 бедолаге на помощь подошли «Джордж», «Рэби», «Спенглер» и угадайте,кто? Правильно, «Ингленд». Впятером миноносцы гоняли японскую лодку полотенцем до 7 утра. Из штаба пришло предупреждение о возможном налете японской авиации, и с лодкой надо было заканчивать.
Вообще стоит отметить, что командир и экипаж японской лодки (ей оказалась RO-105) продемонстрировали высокий класс. 25 часов пять кораблей ВМС США без устали атаковали лодку. 16 серий бомб было сброшено на RO-105, но лодка уклонялась. Когда у экипажа не осталось воздуха, командир закосплеил бриг "Меркурий" и всплыл между «Рэби» и «Джорджем», да так, что миноносцы не могли стрелять в лодку, чтобы не попасть друг по другу. Пять минут – и самураи снова ушли на глубину. Гонка продолжилась.
«Ежи» миноносцев выбрасывали серии бомб, но лодка держалась, как заколдованная. Выведенный из себя Хэйнс по радио рявкнул: «Вот черт… «Ингленд», давай!». И «Ингленд» с первого гидроакустического контакта попал серией наказаторов в самую соску. В истории RO-105 была поставлена последняя точка.
Между тем, в штабе японских подводных сил искренне недоумевали, почему лодки одна за другой перестают выходить на связь. И случилось самое интересное: аналитики японского флота пришли к всратому выводу, что в данном районе действует крупное и сильное соединение американских кораблей. В японском штабе никому в голову не могло прийти, что такое адское побоище устроили несколько эскортных эсминцев. Вообще эта завеса ПЛ была развернута в первую очередь для того, чтобы отслеживать перемещение американских соединений оперативного характера. То, что в районе были потеряны шесть лодок, свидетельствовало именно о том, что там действуют именно крупные силы.
И в японском морском штабе было принято упоротое решение о переброске в район дополнительных сил, сняв их с других направлений. В том числе с Марианских островов, по которым союзники нанесли удар буквально через неделю!
То есть, три эскортника смогли оттянуть на себя силы, которые очень пригодились бы японцам в другом месте.
Тёзка с небес одобрительно смотрел за успехами корабля его имени. Это была очень хорошая охота и славные поминки.