Найти в Дзене
Личности в истории

Зарождение Святой инквизиции. Краткая история

Инквизиция в широком смысле относится к осуждению ереси Римско-католической церковью при содействии светских властей. Это может означать церковный трибунал или учреждение Римско-католической церкви для борьбы или подавления ереси, ряд исторических движений за искоренение ереси (организованных Римско-католической церковью) или суд над человеком, обвиняемым в ереси. Известные случаи инквизиции включают суд над Жанной д'Арк, подавление тамплиеров, а также требование замолчать и заключение в тюрьму Галилео Галилея. Инквизиция чужда и чрезмерна для современного мышления. Однако понятие религиозной свободы и свободы совести не было признано в то время, когда и церковь, и светские правители думали, что общество не будет функционировать должным образом, если оно будет включать людей, которые не согласны с официальными учениями или практиками христианства. Они считали, что такое поведение угрожает здоровью всего общества, поскольку угрожает общественному порядку. Те, кого считали еретиками, ча

Инквизиция в широком смысле относится к осуждению ереси Римско-католической церковью при содействии светских властей. Это может означать церковный трибунал или учреждение Римско-католической церкви для борьбы или подавления ереси, ряд исторических движений за искоренение ереси (организованных Римско-католической церковью) или суд над человеком, обвиняемым в ереси. Известные случаи инквизиции включают суд над Жанной д'Арк, подавление тамплиеров, а также требование замолчать и заключение в тюрьму Галилео Галилея.

Инквизиция чужда и чрезмерна для современного мышления. Однако понятие религиозной свободы и свободы совести не было признано в то время, когда и церковь, и светские правители думали, что общество не будет функционировать должным образом, если оно будет включать людей, которые не согласны с официальными учениями или практиками христианства. Они считали, что такое поведение угрожает здоровью всего общества, поскольку угрожает общественному порядку. Те, кого считали еретиками, часто подвергали сомнению авторитет церкви или необходимость священников в посредничестве между собой и Богом, что также воспринималось как нападение на ткань общества. Общество понималось как христианское государство под верховной властью Бога, который был представлен в светской сфере Королем, которому помогали его дворяне и их рыцари, а в религиозной сфере - Папой, которому помогали его епископы и их священники. Если священники не нужны, не нужны и короли.

Древнее происхождение

Два quaestores paricidii (расследователи отцеубийства) назначались в древнем Риме для расследования и судебного преследования преступлений, караемых смертной казнью, таких как поджоги, убийства, колдовство и уничтожение посевов. Термин «Отцеубийство» имело в римские времена отдельную этимологию и гораздо более широкое значение, чем непосредственно отцеубийство. Они были описаны в Двенадцати таблицах, когда эти законы Римской республики были обнародованы в 449 г. до н.э. Принятые на фоне сильного голода, который заставил римлян принять Цереру, богиню земледелия, Двенадцать таблиц повелевали приносить в жертву Церере людей не только «всех, кто с помощью заклинаний и магических искусств предотвращает рост зерна или урожая любого вида», но также и любого, кто« тайно и ночью уничтожает или срезает и использует в своих целях чужой урожай» или поджигает кучи зерна.  Даже лисы, которые крали цыплят у фермера, должны были быть принесены в жертву Церере в Большом цирке.  К их хвостам привязывали факелы, после чего отпускали.

Количество квесторов значительно увеличилось во время расширения Рима, что привело к созданию более высокого поста. Quaestor sacri palatii, который играл большую роль в составлении указов при императоре Константине I и последующих императорах, таких как Феодосий I, известных своими преследованиями язычников. Римская империя, в целом, не особо уважала свободу вероисповедания и быстро перешла от преследования христиан к преследованию их раскольников и противников.

 Картина Педро Берругете, изображающая историю диспута между святым Домиником и катарами (альбигойцами), в котором книги обоих были брошены в огонь, а книги Доминика чудом сохранились от огня. / Museo del Prado, Wikimedia Commons
Картина Педро Берругете, изображающая историю диспута между святым Домиником и катарами (альбигойцами), в котором книги обоих были брошены в огонь, а книги Доминика чудом сохранились от огня. / Museo del Prado, Wikimedia Commons

На церковной основе христиане обсуждали доктринальные вопросы с самых ранних времен. Примеры включают Иерусалимский совет, о котором говорится в Деяниях Апостолов (глава 15) и многочисленные случаи, когда апостол Павел защищал свое собственное апостольство и призывал христиан в разных местах остерегаться лжеучителей или всего, что противоречит тому, что им было сказано. Послания Иоанна и Иуды также предупреждают о лжеучителях, как и автор книги Откровение Иоанна Патмосского. Однако следует отметить, что в каждом из этих примеров казнь никогда не применялась как форма наказания.

Со второго века церковные власти (епископы и местные синоды) реагировали на эти споры, осуждая некоторых богословов как еретиков и более четко определяя доктрину, чтобы бороться с предполагаемыми ошибками. Таким образом, ортодоксия (греч.: правильный взгляд) была определена в противоположность ереси (неправильный выбор). Наиболее заметными ересями были гностицизм, маркионизм, монтанизм и различные формы монархианства. В течение этого периода осужденные за ересь были отлучены от церковной общины и вновь принимались только после того, как отрекались от спорных мнений. Епископы и другие церковные руководители были лишены своих должностей и вынуждены были отказаться от всех ценных вещей.

Когда римский император Константин I принял христианство в 313 году, он надеялся, что новая религия поможет объединить Империю. Однако, таким ожиданиям угрожало появление ересей внутри Церкви. Константин чувствовал себя обязанным участвовать в этой доктринальной или дисциплинарной борьбе, как в случае с донатистами или арианами. Он пытался принудить к исполнению решений, принятых церковью, изгоняя упорных противников – как духовенство так и мирян. По его мнению, так же, как была одна Империя и один Император, должна быть одна церковь с одним официальным набором догм. Некоторые из его преемников, хотя и были склонны к арианам, усилили применение силы в церковных делах, регулярно изгоняя епископов со своих кафедр. Феодосий, безоговорочный сторонник ортодоксального христианства, сделал христианство официальной религией Империи.

Первым казненным как «еретик» был Присциллиан Авильский (испанский ересиарх). Будучи осужденным синодом за ересь, он обратился к императору Максиму; последний, однако, приказал обезглавить Присциллиана и шестерых его последователей в Треве в 385 г. Турс и Папа Сириций протестовали против казни Присциллиана, ссылаясь,  в основном,  на вопрос юрисдикции, утверждая, что церковное дело не должно решаться гражданским трибуналом.

Католическая энциклопедия отмечает, что христианские императоры принимали различные уголовные законы против еретиков как виновных в преступлениях против государства. В некоторых особенно отягчающих обстоятельствах еретикам выносился смертный приговор, хотя во времена христианских императоров Рима его редко приводили в исполнение.  Хотя смертная казнь применялась редко, эти законы, трансформировавшись в раннем средневековье, послужили основой для преследования еретиков, особенно после того, как император Фридрих II подтвердил их силу.

Трибуналы и учреждения инквизиции

До XII века католическая церковь постепенно подавляла ересь, обычно через систему церковных трибуналов. Первоначально преследования осуществлялись в основном государственными властями, но Католическая церковь постепенно активизировалась по мере роста власти епископальной юрисдикции. Наказание церкви включало отлучение от церкви, запрет и тюремное заключение. Хотя многие государства  разрешили церкви применять смертную казнь, первоначально она применялась не часто, поскольку у этой формы наказания было много церковных противников.

В XII веке, чтобы противостоять распространению катаризма, участились судебные преследования ереси. Церковным советам, состоящим из епископов и архиепископов, было поручено учреждение инквизиции.

Позже, в тринадцатом веке, Папа возложил обязанности проведения инквизиции на Доминиканский орден. Инквизиторы действовали от имени Папы и с его полной властью. Они использовали следственные процедуры, что было обычной юридической практикой в то время. Они судили ересь в одиночку, используя местные власти для создания трибунала и преследования еретиков. После конца пятнадцатого века инквизицию возглавил Великий инквизитор. Таким образом, инквизиция просуществовала до девятнадцатого века.

В шестнадцатом веке Папа Павел III учредил римскую инквизицию. Это была система трибуналов, управляемая «Высшей Священной Конгрегацией Вселенской Инквизиции», укомплектованная кардиналами и другими церковными чиновниками. В 1908 году его название было изменено Святым Папой Пием X на «Высшая Священная Конгрегация Святой Канцелярии». Это, в свою очередь, было изменено в 1965 году на Конгрегацию Доктрины Веры, которая продолжает оставаться с таким названием.

Исторические движения инквизиции

Историки различают четыре различных проявления инквизиции: средневековую инквизицию, испанскую инквизицию, португальскую инквизицию и римскую инквизицию.

Из-за своей цели, борьбы с ересью, инквизиция имела юрисдикцию только над крещеными членами церкви (которая, однако, охватывала подавляющее большинство населения). Нехристиане все еще могут быть привлечены к ответственности за богохульство в светских судах. Кроме того, большинство судебных процессов над ведьмами проводилось светскими судами. Инквизиция могла действовать только с согласия светских властей, которые признали юрисдикцию церкви в областях, подпадающих под действие церковного права, включая право выносить вердикт о смертной казни.

Средневековая инквизиция

Средневековая инквизиция - это термин, который историки используют для описания различных инквизиций, которые начались около 1184 года, включая епископальную инквизицию (1184–1230-е годы), а затем папскую инквизицию (1230-е годы). Это было ответом на крупные народные движения по всей Европе, которые считались отступниками или еретиками христианства, в частности, катары и вальденсы на юге Франции и северной Италии. Подобно тому, как Константин предполагал, что его Империи нужна одна Церковь с одним вероучением, чтобы объединить его подданных, так и средневековый мир считал, что соответствие учениям церкви необходимо для сохранения социальной ткани. Церковь была полностью интегрирована в социальную систему. Ни один король не мог взойти на престол без благословения Церкви.

Изображение Auto de fe ("Акт веры", церемония суда), (1475 г.). Многие художественные представления изображают пытки и сожжение на костре как происходящие во время ауто де фе. На самом деле сжигание на костре обычно происходило после, а не во время церемонии. / Museo del Prado, Wikimedia Commons
Изображение Auto de fe ("Акт веры", церемония суда), (1475 г.). Многие художественные представления изображают пытки и сожжение на костре как происходящие во время ауто де фе. На самом деле сжигание на костре обычно происходило после, а не во время церемонии. / Museo del Prado, Wikimedia Commons

Епископы и аббаты также были феодалами, крепостные подчинялись их власти, а они выступали в качестве королевских советников наряду с дворянами. Считалось, что цари были помазаны Богом, как библейский Давид. Несогласие с учением Церкви - или даже прекращение богослужения в Церкви - считалось подрывом ее авторитета. Если авторитет церкви подрывался, то же самое происходило с авторитетом царя и его помощников. Люди, которых считали еретиками, часто задавались вопросом, нужны ли им услуги священников. Они также часто критиковали богатство духовенства, указывая на то, что Иисус был беден. В сущности, инквизиция была ответственна, в определенной мере, за заботу о сохранении общественного порядка. Светские правители думали, что, если авторитет церкви будет поставлен под сомнение, основа их собственного авторитета и прав будет подорвана, и наступит анархия.

Испанская инквизиция

Испанская инквизиция была основана королем Арагона Фердинандом и королевой Кастилии Изабеллой в 1478 году с одобрения Папы Сикста IV. В отличие от предыдущей инквизиции, она существовала полностью под королевской властью, укомплектована светским духовенством (диаконы и священники) и орденами и была независима от Святого Престола. Ее деятельность, в первую очередь, была направлена на контроль за новообращенными из иудаизма и ислама (которые все еще проживали в Испании после прекращения мавровского контроля над Испанией), которых подозревали либо в продолжении приверженности своей старой религии (часто после того, как они были обращены под принуждением) либо в том, что они, после обращения в христианство снова вернулись к своей религии.  Также инквизиция занималась протестантами. В Сицилии и Южной Италии, которые находились под властью Испании, она была направлена против греческих православных христиан. После того, как в семнадцатом веке религиозные споры пошли на убыль, испанская инквизиция все больше и больше превращалась в тайную полицию против внутренних угроз государству.

Впоследствии испанская инквизиция будет использоваться в некоторых испанских колониях, таких как Перу и Мексика.  Испанская инквизиция продолжалась в Америке до независимости Мексики и не отменялась в Европе до 1834 года.

По оценкам некоторых источников, во время испанской инквизиции было убито около 60 миллионов коренных американцев, некоторые из которых уже были христианами. Большинство экспертов отвергают это число. Оценки того, сколько людей проживало в Америке на момент прибытия Колумба, сильно различались; По оценкам ученых двадцатого века, от минимума 8,4 миллиона до 112,5 миллиона человек. Учитывая фрагментарный характер свидетельств, точные данные о населении доколумбовой эпохи получить невозможно, а оценки часто производятся путем экстраполяции сравнительно небольших фрагментов данных. В 1976 году географ Уильям Деневан использовал эти различные оценки, чтобы получить «согласованное количество» около 54 миллионов человек, хотя некоторые недавние оценки приходят к меньшей цифре.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Португальская инквизиция

Португальская инквизиция была основана в Португалии в 1536 году королем Португалии Жуаном III как португальский аналог более известной испанской инквизиции.

Инквизиция Гоа была офисом инквизиции, действовавшей в индийском городе Гоа и остальной части Португальской империи в Азии. Основанный в 1560 году, он был нацелен прежде всего на своенравных новообращенных из индуизма.

Римская инквизиция

В 1542 году папа Павел III учредил постоянную общину, укомплектованную кардиналами и другими должностными лицами, задачей которых было поддерживать и защищать непорочность веры, а также исследовать и запрещать ошибки и ложные доктрины. Этот орган, Конгрегация Святой Канцелярии, теперь называемая Конгрегацией Доктрины Веры, входящей в состав Римской Курии, стала надзорным органом местных инквизиций. Папа назначает одного из кардиналов председательствовать на собраниях. В Конгрегации обычно десять других кардиналов, а также прелат и два помощника, все они выбираются из доминиканского ордена. Священная канцелярия также имеет международную группу консультантов, опытных ученых в области теологии и канонического права, которые консультируют ее по конкретным вопросам.

Возможно, самым известным делом, рассмотренным римской инквизицией, было дело Галилео Галилея в 1633 году, которого заставили замолчать и посадили в тюрьму. Из-за власти Рима над Папской областью деятельность римской инквизиции продолжалась до середины 1800-х годов.

В 1908 году Священная канцелярия инквизиции была преобразована в Священную конгрегацию Священной канцелярии. В 1965 году название снова было изменено на Конгрегация Доктрины Веры.

Недавние расследования

В 2000 году Папа Иоанн Павел II созвал «Симпозиум инквизиции» и открыл Ватикан для 30 зарубежных историков. То, что они обнаружили, опровергло многие преувеличенные факты, в которые ранее верили. Стало известно, что в протестантских странах погибло больше женщин, обвиненных в колдовстве, чем при инквизиции. Например, инквизиция сожгла 59 женщин в Испании, 36 в Италии и 4 в Португалии, в то время как в Европе гражданское правосудие привлекло к суду около 100 000 женщин; 50 000 из них были сожжены последователями Мартина Лютера, а 25 000 - в Германии в шестнадцатом веке.