Найти тему

"Злоустройство": самый краткий и быстрый экскурс по 4 направлениям городской среды в Ярославле

Проект и реальность спорткомплекса в Ярославской области
Проект и реальность спорткомплекса в Ярославской области

Именно «зло», а не «благо».

Город Ярославль со времён Советских дней отличался особенным восхвалением стандартов устройства городской среды под «ГОСТы». Даже после всех обновлений взглядов и концепций касаемых формирования пространства городов современные тенденции до сих пор не смогли дойти до Столицы Золотого кольца. Даже некоторые рациональные и важные решения из ближайших городов не становятся примером для так называемых градостроителей и сити-менеджеров (говорю о введении «дизайн-кода», демонтажу заборов и развитии общественного транспорта во втором городе региона по численности населения-Рыбинске).

В Рыбинске проблем все же хватает, но сейчас наш разговор пойдёт о трендах благоустройства (или все же злоустройства) в Ярославле, и о том, как эти тренды противоречат современному взгляду на город. Сам взгляд основывается на новом представлении в самых разных направлениях. Посмотрим на основные и одновременно актуальные для Ярославля: общественные пространства, транспортную систему, сохранение культурного и исторического кода, выстраивание коммуникации между жителями и сообществами.

Общественные пространства

Ярославль достаточно богат на разные парки и места отдыха. Жаль, что на качественные гораздо меньше. Даже визитная карточка города «Стрелка» имеет все основные ошибки проектирования зоны, характерные для благоустройства в России:

1. Отсутствие деревьев, помогающих чувствовать себя в комфорте и прятаться в жаркие солнечные дни от солнца.

2. Отсутствие любого зонирования для дифференциации деятельности различных групп людей. К сожалению, мы видим однородное пространство с лавочками и фонтанами.

3. Создание «вида сверху», на который тратится много денег, но смысла не имеет.

4. Установить, но не заботиться. Достаточно посмотреть на плитку, которая держится один, изредка два сезона.

Про тактический урбанизм в городском пространстве градостроители, к сожалению, не слышали никогда. Системно ставить временные объекты для отдыха и развлечений в тёплую погоду было бы также актуально. Тротуары и зоны у остановок позволяют.

Выстраивание коммуникации между жителями и сообществами

Достаточно обратить внимание на тротуары города. Что видим? Места, где не хочется останавливаться (что в первую очередь определяет дружелюбность города, а вследствие и коммуникацию): красные, чёрные и серые заборы, мешающие чувствовать себя свободнее, узкие тротуары, мусор и разломанная плитка. Мелочи определяют многое. Они складываются воедино и восприятие человека меняется до неузнаваемости.

Также важно работать с сообществами, как экосистемой городских связей. Для этого необходимо поощрять инициативу снизу в форме совместных мероприятий и активностей. Неплохой пример - «битва районов» в различных даже полезных активностях типа конкурса на чистоту. Работать с сегментами и аудиториями как никогда важное качество в XXI веке для лидеров и особенно для представителей власти. Однако вместо выстраивания коммуникаций в Ярославле происходит дифференциация и сегментирование пользователей того или иного блага… При этом сам город наполнен прекрасными сообществами и группами людей. Это один из уникальнейших случаев, когда можно встретить толпу кришнаитов, а за ней сбор «современных хиппи». Важно только им встретиться в одном деле или тесном общественном пространстве, чтобы начать полезное взаимодействие.

Транспортная система

Есть радостная новость: в Ярославле не строят эстакады и магистрали в городе. Первый раз, когда отсутствие бюджета — это благо для города. Однако общественный транспорт не решается развивать никто. Достаточно обратить внимание на пример статистики по автобусным перевозкам пассажиров (в эту же проблему входит и трамвай, и троллейбус). Последние открытые статистические данные следующие:

2016 год=69.9

2017 год=66.1

2018 год=61.4

*миллионов человек в год

Общественный транспорт теряет популярность среди жителей. Это факт и страшный сигнал для будущего развития транспортной системы. Происходит урезка и устаревание самого транспортного резерва. Динамика идёт не туда. С трамвайной сетью все еще плачевнее (хотя автобус в среднем имеет провозную способность 4500 человек/час, а трамвай 9000 человек/час). Необходимы серьезные изменения в системе общественного транспорта. Замена одних маршруток на другие и изменение маршрутной сети в данном случае не решает вопроса, а может, даже и усугубляет проблему.

Сохранение культурного и исторического кода

Ярославль наполнен историческим наследием. Главное здесь умение восстанавливать и проводить реновацию объектов культуры и подстраивать под практическое применение с учетом органичности застройки в общем ансамбле. Здесь не всегда удаётся следить за процессом признания объектов культурным наследием в виду законодательно долгой процедуры (занимающей примерно полгода), поэтому часто многие исторические здания попадают под раздачу от недобросовестных предпринимателей, сносящих их под новую застройку.

Отсутствие денег в региональном и муниципальном бюджете для сохранения важных исторических точек убивает город. Выход из ситуации — привлечение инвесторов. Этот инструмент должны изучать и использовать в России все градостроители регионов. Тем более, что имеются успешные кейсы.