Семейство Юсуповых не раз фигурировало в русской истории. Говорили, что они были в разы богаче царствующего семейства, слухи о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова возникали с завидной периодичностью, а про убийство Григория Распутина не знает только ленивый. И это только последние годы перед отъездом Феликса и его жены Ирины из Российской империи. Но даже находясь за границей и занимаясь, казалось бы, безобидным созданием дорогих нарядов для французских модников и модниц, они смогли внести вклад в весь мировой кинематограф. Как? Сейчас обсудим.
В 1930-е годы дела у модного дома IRFE, основанного Юсуповыми, пошли гораздо хуже, чем в начале. Вклад в это внесла, кстати, в том числе Коко Шанель, ставшая создавать удобные вещи, и они быстро уменьшили спрос на роскошные, дорогие и не всегда удобные предметы одежды. Но прекращать вести привычную богемную жизнь Юсуповы, конечно же, не хотели. Значит следовало найти еще один способ заработать.
Вывезенные из России полотна Рембрандта были давно проданы, пришлось заложить драгоценности, но даже этого стало не хватать. Бывали дни, когда Феликс не мог расплатиться за шикарный обед и выходил из положения, доставая паспорт, - носителя знатной фамилии угощали бесплатно.
Но тут случается неожиданное: студия MGM, вдохновившись российской историей, в 1932 году выпускает в мировой прокат фильм «Распутин и императрица». Фильм показывал историю восхождения и смерти царского друга, а также его отношения с венценосной семьей и последователями. В нем, конечно, фигурировали и персонажи, прототипами которых послужили Юсуповы. И Ирина в этом кино представлена как любовница Распутина. Юсуповы нашли это оскорбительным и порочащим честь и достоинство княгини. Супруги подали на студию иск о распространении сведений, не соответствующих действительности, оскорблении и клевете в Лондонский суд.
Конечно, прямого указания на Ирину Юсупову там не было, хотя поначалу такая идея была, но от нее отказались в процессе съемок, заменив имя на вымышленное. По сюжету, невеста князя, убившего Распутина, - Наташа - была изнасилована «старцем». Параллели с женой Феликса были очевидны.
Получив иск, студия MGM принесла свои извинения и публично заявила, что княгиня Наташа - вымышленный персонаж и не имеет никакого отношения к княгине Ирине Юсуповой. Но присяжные встали на сторону истцов - признали студию виновной, обязав ее выплатить 25000 фунтов стерлингов.
Еще больше - 75 000 фунтов стерлингов - MGM заплатили в качестве отступных за разрешение прокатывать фильм, хотя и пришлось вырезать из него около 10 минут сцен с участием княгини. Общая сумма штрафа - 100 000 фунтов - в современных ценах равняется примерно 3 миллионам долларов США - несметное богатство для Юсуповых, обеспечившее им безбедное существование до конца дней.
Ну суд и суд, с кем не бывает... А как же Юсуповы поменяли кино в общем и целом?
Именно после этого судебного процесса и по сей день в голливудских кинофильмах и книгах ставится дисклеймер: «Все имена и события в произведении вымышлены, любые совпадения с реальными людьми и событиями - чистая случайность».
Казалось бы, простая фраза, но многие фильмы и кинокомпании она спасла от подобных исков.
Позже, незадолго до смерти, Юсупов попытался разыграть ту же карту - подал иск на 1,5 миллиона (снова за клевету) против компании CBS, у которой в сетке телевещания был хоррор «Распутин, безумный монах». Но это сражение он проиграл.