Солнечное сентябрьское утро. Просторный школьный класс. Идет урок русской литературы. Я тщетно тяну руку, чтобы ответить, пока не раздается звонок на перемену. «Так, Лёша и Саша, вы мне здесь не нужны. Вы все знаете, дайте другим ответить», — говорит Нина Петровна, учитель русского языка и литературы. «Поезжайте в областной Дворец пионеров. Там сегодня день открытых дверей, запишитесь в кружок литературоведения, если понравится».
На первом этаже областного Дворца детского и юношеского творчества десятки коллективов приглашают записаться на свои программы. Мы останавливаемся около информационного стенда. И тут мой товарищ мне заявляет: «А давай пойдем на журналистику. Это наверняка интереснее, чем обсуждение литературы». Я по началу засомневался. Ну как так, мы же обещали Нине Петровне, что пойдем в другой коллектив. В ответ на мои сомнения Саша делает презрительное лицо и говорит: «Давай зайдем на журналистику, а потом, так уж и быть сходим к литературоведам».
Через 3 минуты мы уже сидим в клубе «Юнпресс» и слушаем его руководителя Майю Филипповну Сергиенко. Так начинался мой путь в журналистику.
Чем привлекает журналистика абитуриентов
Каждый год на журфаки десятков вузов поступают сотни вчерашних школьников. Например, в 2021 году в МГУ им. М. В. Ломоносова только на очную форму обучения направления подготовки «Журналистика» подали заявления 807 человек, в НИУ ВШЭ — 667, в Высшую школу журналистики СПбГУ — 759. Поступят из них около 300 (приблизительно столько бюджетных и договорных мест для будущих журналистов в данных вузах). Однако почти в каждом регионе РФ готовят медийщиков. Значит, через 6 лет эти люди получат высшее образование и выйдут на рынок труда.
В 2011 году в ДонНУ на встрече с одним донецким журналистом я задал вопрос: «Нужны ли кружки журналистики для школьников и юнкоровское движение?». Надо сказать, что на тот момент я работал руководителем клуба «Юнпресс» Донецкого облДДЮТ. Он мне ответил, что нет, не нужны. Мол, куда пойдет работать такая «армия» молодых медийщиков?
Знаю, что такое мнение можно встретить и сейчас. Однако в 2014 году, когда в Украине произошел государственный переворот, а в Донбассе началась война, выяснилось, что в новообразованных СМИ ДНР фактически некому работать. Куда исчезла та самая «армия выпускников» — тема отдельной статьи, в тоже время и сейчас хороший журналист остается востребованным специалистом на рынке труда.
Но вернемся к сути. Чем привлекает молодых людей профессия медийщика? Каждый год, когда мы набираем группу участников годичного обучения в Молодежную школу журналистики (большинство — ученики 10—11 классов, поступающие на журналистику), задаем вопрос: «Что Вы ожидаете получить от обучения?». Список наиболее распространенных ответов выглядит так:
- Развитие/приобретение навыков написания текстов, фото- и видеосъемки;
- Получение практического журналистского опыта;
- Знакомства с интересными людьми;
- Саморазвитие и возможность раскрыть свои таланты;
- Выход из зоны комфорта/развитие навыка коммуникации.
Приблизительно также будут выглядеть наиболее популярные ответы, если задать данный вопрос абитуриентам-журналистам.
«С одной стороны рыбка, с другой — ёжик»
Так мне сказал преподаватель, который принимал вступительный экзамен на специальности «Журналистика» и «Украинский язык и литература», куда я поступал (Такой странный, на первый взгляд, подход — результат экспериментов в образовании. В 2008 году для участия в конкурсе впервые нужно было обязательно получить сертификат внешнего независимого оценивания, а для выпускников-медалистов на факультетах — я подал документы на филфак — проводился предварительный экзамен.), а потом добавил: «Из хорошего филолога можно сделать хорошего журналиста, а вот наоборот нельзя». Прав ли был он?
Работая с 2008 по 2010 год в редакции газеты, я неоднократно слышал еще такую «легенду»: «Каждый третий журналист в Донецкой области по образованию физик или математик». При этом кем были двое других — не сообщалось. В тоже время ни одного представителя точных наук, который публиковался в нашей газете (а их вместе с внештатниками насчитывалось более 70 человек) я никогда не видел. А вот пишущих выпускников журфаков и филфаков было очень много.
Сейчас в редакциях любого СМИ, конечно, не все сотрудники медиа имеют профильное образование. Однако у многих оно есть. В принципе, это, как минимум, предписывают разработанные за последние несколько лет профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ. Предполагается, что в государственных СМИ будут работать только те, кто имеет соответствующее высшее образование. А тех, кто закончил физтех, матфак, биофак и т. д. отправят, если не на первый курс журфака, то на переподготовку.
Отучился на журфаке — стал журналистом?
В интернете можно найти десятки статей о том, что для работы журналистом необязательно иметь соответствующее образование. Якобы нужны только желание, талант и усердие. Сторонники такого мнения в его защиту приводят два аргумента:
- В курсе подготовки много теоретических дисциплин, которые «не нужны» для практики работы журналистом;
- Когда приходишь работать в СМИ, «нужно учиться всему заново».
Попробуем разобраться, почему так происходит. Высшее образование в университете является академическим или классическим. Специалиста в первую очередь готовят к теоретико-методологической деятельности. Проще говоря, основная задача — расширение кругозора, формирование общих знаний у студента в определенной отрасли знаний. И тут как раз нужны всякие «теории журналистики», «культурологии» и прочие «иностранные языки» и «истории».
При этом обычно кафедры, которые готовят медийщиков, открывают различные лаборатории, на базе которых студенты на занятиях и в свободное время под руководством преподавателей занимаются производством журналистского контента. Например, в ДонНУ на кафедре журналистики действуют мультимедийная и лаборатория печатных медиа.
Что касается расхождений между учебой и реальностью работы в медиа стоит обратить внимание на то, что фактически не существует таких направлений подготовки, выпускники которых сразу после получения диплома могли бы составить конкуренцию тем, кто уже работает в отрасли.
Возьмем к примеру медицину. Думаю, в необходимости у врача профильного высшего образования не у кого не возникает сомнений. При этом обладатель заветного диплома должен еще год или два отучиться дополнительно в интернатуре или ординатуре, где получит соответствующие практические навыки и только после этого сможет перейти к выполнению своих прямых обязанностей. Почему тогда практикующий журналист должен сразу после получения диплома быть профи?
Проблема, возможно, сокрыта в завышенных ожиданиях. Абитуриенты не понимают, что процесс обучения в вузе, направленный на формирование их как личностей намного важнее отработки динамично изменяющихся навыков. Еще пять лет назад было популярно писать в ЖЖ, а сегодня нужно уметь снимать вертикальные видео для ТикТок и рилз Инстаграма. Возможна ли такая программа обучения, которая спрогнозирует тенденции в медиа на десятки лет вперед? Нет. А вот научить самообразовываться студента можно. Можно научить разбираться в качественной и не очень профессиональной литературе, отличать шарлатанов-инфоцыган от настоящих специалистов и т. д.
От юнкора до лауреата ТЭФИ или Пулитцера
В ноябре 2020 года я защитил кандидатскую диссертацию по журналистике и русскому языку, а за два месяца до этого исполнилось 10 лет с того момента, как я начал преподавать журналистику. Фактически все, что знаю на сегодня — результат моего обучения в вузе, работа с наставниками, самообразование и небольшой опыт работы в СМИ. Назвать себя практикующим журналистом не могу, но в тоже время становится понятно, что без чего-либо вышеперечисленного я бы не состоялся и даже этот текст не написал.
Чем больше изучаешь какой-либо вопрос, проблему, сферу, тем профессиональнее становишься. И чем раньше начнешь, тем больше шансов добиться успехов, раскрыть свои таланты или сформировать необходимые навыки. Образование должно быть непрерывным и такого момента, когда можно сказать: «ну все, теперь я знаю все», — просто нет. А профильный вуз дает возможность сделать первый шаг в данном направлении.