Согласно Федеральному реестру инвалидов, на май 2021 года в России насчитывается более 717 тыс. детей-инвалидов до 17 лет, и среди них всё больше таких, которых скромно именуют детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это и те, кто плохо видит и слышит, у кого … дальше термины: «Расстройства аутистического спектра, аутизм и различные когнитивные дефициты», и таких детей становится всё больше. Причины этого не выяснены, но лет 15 назад с аутизмом был 1 ребёнок из 88, сейчас – каждый двадцатый.
Что с этим делать?
Возможны два пути. Первый – как в Дании: в 2019 году в Дании население насчитывало 5,8 миллиона человек, родилось всего 18 малышей с синдромом Дауна. Нет, это не уровень жизни повлиял, не сверхчистые продукты и здоровый образ жизни. Дания – первая страна в мире, которая ввела «общенациональный бесплатный пренатальный скрининг на синдром Дауна для всех беременных женщин». То есть при первых признаках беременности женщина проходит обследование – если выявляется хромосомное отклонение, женщине предлагают аборт. То же самое происходит в ряде других стран, например, в Исландии 100% беременностей с положительным результатом теста на синдром Дауна были прерваны.
Вот здесь пора возмущаться: как они могут, ведь ребёнок – это дар Божий, а они…
Тогда другой путь. Наш.
В нашем доме живёт такая семья. Старший сын – красивый парень, окончил Политех, хорошая работа, зарплата, машина. Младший – гуляет по вечерами с матерью под руку, бессвязная речь, недержание, непредсказуемые действия – то молчит, то пронзительно выкрикивает… и мать однажды в сердцах высказала: «Не страшно, что он умрёт – страшно, что я первая умру! Кому он нужен – что, Колька его к себе возьмёт, да? Одного на весь день оставит, а сам на работу?»
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила о «росте числа детей с ограниченными возможностями здоровья на 9,4% в РФ», отметив, что в стране «наблюдается положительная тенденция по переводу таких детей в обычные школьные классы». То есть детей-инвалидов сажают в обычные классы, и это положительная тенденция. Только вот беда: «Детям-инвалидам постоянно или периодически нужна медицинская помощь, но, к сожалению, этот вопрос пока решен», – добавила Кузнецова. То есть была команда: учить инвалидов в обычных классах, только как это делать, они же инвалиды, ОВЗ?
А я знаю мерзавца-директора, который пристроил пандус к лестницам, взял в школу двух колясочников и отрапортовал, что у него дети с ограниченными возможностями «влились в школьный коллектив». Неделю его показывали по всем каналам ТВ, а потом родители тихонько забрали детей, потому что им трудно выдержать урок, это нагрузка не для больного, а ещё их нужно возить в столовую, в кабинеты на разные уроки (и самое тяжкое – регулярно помогать в туалете – кто это будет делать? Дежурный учитель?)
В обычной семье родители могут строить с обычными детьми планы: да, сейчас тяжело, с двумя детьми каторга, с тремя погодками ад, пока вырастут. Но я могу намечать: вот через год они сами сядут на горшок, через два станут сами одеваться, через три пойдут в садик... ты видишь результаты – и по восходящей, потому что они могут уже вот это, и ещё это, а скоро и это!
А здесь тупик: ничего не могут, и ничего не меняется, и перспектив никаких, потому что никто не умеет это лечить, и ты с ужасом ждешь: не дай бог ты заболеешь, что будет? А в конце полный ужас – твоя старость и понимание, что когда не будет тебя, этот твой человек никому не нужен…
Аутизм – это не наследственное заболевание и не наказание за разгульную жизнь родителей, он встречается в самых нормальных, совершенно благополучных семьях, где родители даже не имеют вредных привычек. А это значит, что никто не застрахован от рождения такого ребёнка. Тем более что причина появления этого заболевания до сих пор не доказана – какой-то безумный сбой организма, экология ли, ГМО продукты или загрязнение окружающей среды, вот, даже предполагают, что пластиковая посуда может влиять.
А дальше этот ребёнок столкнётся с нашим обществом, где и здоровому порой тяжко, а уж такому нестандартному! «Вам здесь не место», «больные дети пугают наших детей», «у нас еще этого не было в доме», «вы отсюда уедете», – бабушка гонит с детской площадки детей-аутистов, вышедших на прогулку в сопровождении профессиональных тьюторов. А ещё не пускают в кафе, а ещё выгнали из аквапарка… Звери! Да?
А теперь представьте: вы с вашими детишками, в бантиках и белых гольфиках, в красивой юбочке, а рядом этот непонятный, непредсказуемый – не такой, как все, а вдруг он как накинется!
Как же быть? Как в Дании? Обнаружили – удалили?