Объем: 199 web-страниц
Возвращение в «темный» век на новом витке самодержавного слабоумия
К книгам Сорокина можно относиться по-разному, но, думаю, их главная ценность состоит в том, что они вряд ли могут оставить кого-то равнодушным, потому что все, что в них написано — написано о Нас. И индивидуальный взгляд на происходящее (или творящееся) в повести определяется лишь Вашим индивидуальным местом на воображаемой социальной лестнице и тем, куда эта лестница ведет: в богатый терем (чаще отжатый у неугодного соседа) или на эшафот.
Если бы Сорокин предсказывал, какая лошадь первая придет на скачках или что выпадет на рулетке также ловко, как он угадывает наиболее вероятное и не слишком отдаленное будущее для России (книга издана в 2006 году), он давно был бы также богат, как Главный Герой книги и его хозяин. И если говорить о современной России - то метафоричный перенос правления Ивана Грозного в наше время, выглядящий весьма комично в 2006 году, сейчас, увы, смотрится почти как лента новостей где-нибудь на независимом канале на Ютубчике.
С художественной точки зрения «День опричника» не имеет ценности, но он писался не для досугового чтения. Это едкая сатира, которая самым печальным образом практически дословно воплотилась в реальность и стала не актуальна. Согласитесь, поздно высмеивать чудовищное будущее, когда мы уже допустили, чтобы оно стало привычным настоящим, отбросив страну от уверенного лежания в сторону демократии к одобряемой многими нео- опричнине.
«В опричнину не уходят, её не выбирают, она тебя выбирает»
Сорокин сделал слепок будущего России с ее прошлого, что вполне соответствует нашей доброй традиции столетиями топтаться на любимых особо остро заточенных граблях. Опричники вышли колоритные и полностью отвечающие народным представлением о добросовестном карателе: собачья верность хозяину, слепая вера в бога и в свою безнаказанность, роскошь снаружи и ментальная яма. Внешняя атрибутика полностью взята из фантазий Грозного, и лишь слегка поддалась налету цивилизации.
Современные опричники по старому обычаю «славливают» золотых рыбок, палят терема, и находятся в жесткой круговой поруке, стыкуясь через пятую точку. Из этого бесстыжего хоровода выхода не существует, поэтому смирение и полное отсутствие рефлексии — тоже одна из добродетелей государевой дружины.
"Покуда жива опричнина, жива и Россия», - рассуждает Герой, но он говорит о своей версии страны, той — огороженной стеной от остального мира, той, где закон есть блажь правителя.
"Государева Воля - закон и загадка" , - утверждает опричник, исполняя приказы и не утруждая себя этическими оценками собственных действий. Ограниченный мир определяет и ограниченный кругозор, а когда мыслей в голове мало — их легко разложить по полкам и следить, чтобы они там и оставались. Выбирая уже отфильтрованный «свыше» диапазон допустимых суждений для себя, опричники определяют ограничения для других, навязывая тот набор установок, который удобен, чтобы окружающие не могли, да уже и не хотели покидать свою привычную темницу.
Аморальная позиция под прикрытием высших идеалов
Ощущение собственной значимости и правоты, которая коллективно внедряется в подсознание опричников через позорные обряды инициации и совместные преступления под флагом защиты государства, возводится Сорокиным в абсолютное значение. Этика Героя перевернута, и он творит зло во имя добра, которое само является однозначным злом, даже не осознавая этого противоречия.
Культ личности, культ силы, культ вседозволенности, подаваемый в виде политического курса для защиты русской идентичности на фоне засилья китайских товаров и вмешательства внешних врагов, все это позволяет воздвигнуть стену, чтобы отгородиться и отгородить от правды, ведь враг обычно всегда находится внутри.
Не уверена, что «День опричника» в текущий момент истории можно читать как антиутопию, она перестала быть такой же гротескной, какой выглядела в 2006 году. Закончить бы хотела цитатой из Википедии:
«В 1571 году выступил в поход на Москву крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную недееспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял решение отменить опричнину».
Страна, в которой прославляют ученых, уважают учителей, где врачи не только достойно трудятся, но и достойно зарабатывают — обречена на процветание. На что обречено государство, выбирающее линией своего поведения террор и закрытие границ, можно узнать, дочитав статью в «Википедии» об Опричнине. И да, если на истории не учатся, она повторяется всегда.
Приятного чтения!