Вчера наверно все русскоязычное стартап сообщество обсуждало резкий и в каком-то смысле жестокий метод увольнения 150 сотрудников из компании Xsolla. Гендиректор компании Александр Агапитов объявил о расставании с сотрудниками им лично в довольно неофициальной форме. Текст данного объявления все уже перечитали много раз и думаю не стоит упоминать все нюансы написанного.
Но давайте пройдемся по самой ситуации и узнаем прав ли оказался Агапитов или нет.
1) Можно ли трекать компьютеры работников?
В тексте не было упомянуто, пользовались ли уволенные сотрудники рабочими ноутбуками или своими личными. Но учитывая, что компания американская, а ситуация касалась сотрудников из РФ, то можно предположить, что лаптопы были их личными. Даже в этом случае, трекать сотрудников по использованию рабочих инструментариях не запрещено. В сообщении не упоминалось, что «биг дата» анализировала личную жизнь сотрудников, анализ шел лишь по рабочим процессам. Поэтому предполагать нечто лишнее было бы не объективно.
2) Вовлеченность и эффективность.
Естественно, можно быть слабо вовлеченным в процесс работы (отвечать на сообщения, заходить в дашборды), но при этом демонстрировать высокую эффективность (выполнять KPI в срок). Но это только в идеале. Опытные HR- специалисты, у которых мы поинтересовались о тонких гранях между вовлеченностью и эффективностью, пояснили, что стоит понимать, если сотрудники работали в рамках проекта, то их задача выполнять поставленные KPI. Если сотрудник состоит в штате и у него есть трудовой договор, то в большинстве случаев расписаны рабочие часы, в рамках которых он должен быть включен в рабочий процесс, если даже он уже выполнил все свои таски. В случае перевыполнения объема работник может запросить овертайм, но уж точно не просиживать впустую.
3) Можно ли уволить за «невовлеченность»?
Да, вполне! Особенно если это американское законодательство. В России эту процедуру также можно провести, но стоит все правильно оформить.
4) Куда смотрел HR?
Справедливый вопрос! Стоимость найма одного сотрудника довольно недешевая штука. А уволить 150 человек с сохранением пакетов, и нанять на их место обойдется компании в копеечку. И в этом смело можно обвинить HR, куда он смотрел, когда набирал таких «бездельников». Но вина ли только в HR? Куда смотрели линейные руководители? Почему за всё это время они проводили санкции и замечания за не вовлеченность? Будут ли они в числе уволенных? Очень интересно!
5) Кто теперь возьмет их на работу? Они же бездельники?
Без работы уволенные сотрудники не останутся. Как пишут СМИ, ряд компаний уже предложили некоторым работу. Да возможно никто и не узнал бы, что их уволили по подобной причине, если бы объявление Агапитова не утекло в сеть. На вряд ли здравомыслящая компания предложит ведущим HR компаниям бездельников. Так что, «бездельники» этой шумихой сделали хуже только сами себе.
6) Нормально ли так работать?
Многие крупные IT-компании трекают своих сотрудников и это считает нормальным. Скандалов не возникало. К примеру Amazon! Но не в этом суть. В Европе и США сами сотрудники относятся к этому нормально. Если ты продолжаешь работать из дому, на диване с чашкой чая, это не отменяет, что рабочий процесс должен измениться. Проблематичность ситуации заложена в отсутствии самодисциплины у многих работников с просторов бывшего советского союза. Они могут позволить себе не зафиксировать окончание таска, если таск уже закончили: «зачем торопиться? Таск должен быть вовремя, никак иначе»
Хотя огромное количество людей осудили Александра за его жесткие приемы улучшить атмосферу в команде и довольно непрофессиональное обращение к уволенным, были те, кто отбросил эмоции и применив холодный рассудок поддержали гендиректора Xsolla.
А как бы поступили вы на месте Александра Агапитова?