Освоение горшка – это такой же естественный процесс, как и все остальное в развитии ребенка. Не осваивают этот навык только по причине очень тяжелых психических расстройств. А раз это естественный процесс, то все произойдет само собой. Родители лишь могут, как и во всем остальном, помочь ребенку разобраться в своих ощущениях, но ни в коем случае не подгонять его.
О чем важно помнить родителям:
➡️Поскольку процесс естественный и точно закончится успехом, бояться, волноваться и переживать нет смысла.
➡️Родительские переживания могут вызвать у ребенка страх к горшку.
➡️Не стоит также форсировать события, потому что это, скорее всего, затянет процесс освоения горшка и вызовет естественное сопротивление.
➡️Относитесь к горшку и его использованию спокойно, и это передастся ребенку.
➡️Даже если у соседки ребенок уже год как пользуется горшком, это не повод переживать и сравнивать.
➡️Это не тема для обсуждения с чужими людьми. Это интимный процесс, обсуждать который можно только с близкими.
Традиция устраивать панику во время приучения к горшку началась меньше ста лет назад, когда появились ясли. Там, конечно, никто не хотел лишней работы, поэтому детей высаживали на горшки. Все усложнялось еще отсутствием современных подгузников и стиральных машин.
Нормальный возраст приучения к горшку – 18-24 месяца.
Обычно именно в это время ребенок научается владеть сфинктерами. Он может распознать свою потребность похода в туалет и какое-то время потерпеть. Пока этой способности не появится, нормального хождения на горшок не будет, а будет мама, которая умеет подловить момент.
Каким должен быть горшок?
✔️Горшок не должен быть особенно веселым и забавным.
✔️Не надо музыкальных эффектов и прочего, что может отвлечь ребенка от истинного назначения горшка.
✔️Обратите внимание, чтобы горшок был из приятного материала и устойчивым.
✔️Мысок впереди у горшка для мальчиков обычно чуть больше, чем на горшке для девочки. Кроме того, для мальчиков сейчас есть возможность приобрести писсуар, если папа пользуется таковым.
Подготовка
1. Когда малыш начинает ползать или позже, в зависимости от своих возможностей, лучше снять с него подгузник дома. Идеально, если ребенок все активное время проводит без подгузника. Во-первых, ему так будет проще учиться ползать и ходить. Во-вторых, можно будет исследовать процессы опорожнения.
Это возможность сделать все это в разных местах квартиры, потрогать, посмотреть, как по-разному оно впитывается или не впитывается и т. п. Понять, что оно не пропадает бесследно, а остается на коже, штанишках и полу. Известно, что дети, которые все время проводят в подгузнике, приучаются к горшку позже, потому что у них отсутствует связь: писаю-мокро. Да, есть минусы: лужи на полу и много грязной одежды. Как быть – решать вам.
2. Назвать и озвучить процессы опорожнения: "Саша пи-пи", "Саша ка-ка" (или как угодно иначе). Главное, чтобы малыш знал, что и как называется.
3. Пускай дверь в туалет будет открыта, когда там родители. И озвучить "Мама пи-пи". Тогда ребенок будет понимать, что мама с папой делают это в одном и том же специальном месте. И когда включится подражание, малыш тоже захочет так делать. Хорошо, чтобы туалетное поведение более активно демонстрировал родитель одного с ребенком пола. Это доходчивее, особенно для мальчиков.
4. Можно поиграть в писание в ванной. Это больше подходит мальчикам. Им бывает интересно писать в разные емкости. Кроме того, это полезно для тренировки меткости:) Такая игра приведет к пониманию, что вообще-то можно написать в какую-то емкость, как родители.
5. И только когда все это уже работает, когда ребенок понимает, что происходит, как называется и т. п., имеет смысл принести горшок.
Приучение
Собственно приучения как такового можно и не устраивать. Когда у ребенка в голове все сойдется и условия будут благоприятствовать, а родители не будут настаивать, то ребенок начнет пользоваться горшком сам. Можно предлагать время от времени очень аккуратно, когда видно, что у ребенка есть позывы: "Хочешь на горшок?". И не расстраиваться отказу.
После того, как малыш начнет пользоваться горшком, все еще будут частые осечки, не надо ругать за них. "Пописал в штанишки? – Ничего страшного, сейчас поменяем". Первое время выходить из дома можно по-прежнему в подгузнике. Потом выходить без него гулять рядом с домом, чтобы можно было быстро вернуться переодеваться. Если на улице тепло, то просто возьмите запасную одежду с собой.
Приучайте ребенка к тому, что в туалет можно сходить где угодно, не только дома. Это будет удобно в будущем и особенно в путешествии. Это можно оформить как игру: "Давай посмотрим, где тут можно сходить в туалет?".
Как вести себя при возрастных кризисах:
- Во время кризиса первого/второго/третьего года жизни ребенок проявляет несговорчивость и упрямство. Именно поэтому и не стоит настаивать на пользовании горшком: чтобы не вызвать реакции противления. Потом будет сложнее совершить новую попытку, а все предложения будут встречены в штыки.
- Лучше воспользоваться естественным желанием подражать родителям и пустить все на самотек.
- При особенной настойчивости со стороны родителей у ребенка могут возникнуть недельные запоры. Это нежелательно и даже может быть опасно. В этом случае необходимо немедленно прекратить все попытки усадить ребенка на горшок и, возможно, обратиться к врачу.
Ребенок маленький, и так мало в этой жизни пока зависит от него. И это "мало" он хочет и будет контролировать сам. К этому "мало", кроме питания, принадлежат также процессы опорожнения. Поэтому позвольте ребенку самому распоряжаться эти процессами, и он обязательно придет к тому, что станет это делать как мама и папа.
Как проходит приучение к горшку у ваших малышей?
Наша Школа помогает молодым мамам стать увереннее, обрести ведущую материнскую позицию как в вопросах детского сна, так и в тонкостях детской психологии. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым!