Найти в Дзене
Фонотека в кармане

10 альбомов в жанре progressive death metal (часть 1) Carcass, Disharmonic Orchestra, Death, Sadist, Atheist

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Порог вхождения может стать преградой на пути расширения музыкального кругозора, а его не преодоление сформировать предвзятое мнение о «непокорившемся» музыкальном жанре. Экстремальным жанрам тяжёлой музыки довелось в полной мере испытать на себе вал резких суждений, сводящихся к упрёкам в немузыкальности, шуму, ору, звуковой каше и т.д. Нельзя сказать что эти упрёки всегда были безосновательны, но распространение данных выводов на весь жанр приведёт только к самоограничению от музыкальных жемчужин, которые можно найти в таких немейнстримовых ответвлениях тяжёлой музыки как black-, death-, groove-, thrash-metal.

В этой подборке мы коснёмся прогрессивной части жанра death metal взяв в качестве примера 10 альбомов, записанных разными группами в разных странах в период с 1991 по 1997 г. (P.S. к сожалению не все альбомы доступны на сервисе Яндекс.Музыка).

Выбор хронологических рамок, обусловлен субъективно-объективными обстоятельствами. До начала 90-х progressive death metal был формирующимся жанром, и только к 1991 г. окреп, а выбор 1997 г. в качестве финишной черты лишь прихоть автора данной статьи.

Progressive death metal явление неоднозначное. Его корни тянутся с одной стороны к классическому death metal, а с другой в сторону прогрессивного и арт рока, джаза, жанров явно далёких от экстремальных, и точно сказать, что такое progressive death – усложнённый и технически совершенный death metal или пересаженные на экстремальную стилистику прогрессив-рок и джаз, сложно. Лично я склоняюсь к первому варианту.

История современной музыки уже не единожды сталкивалась с ситуацией, когда зародившийся в андерграунде жанр, в течение нескольких лет развивался и достигал пика, после которого шёл спад (хард-рок в 70-х, трэш-метал в 80-х), либо комерциализировался (панк-рок в 90-х), лишаясь в обоих случаях признаков подпольной элитарности. Progressive death metal пошёл первым путём, и в качестве отправной точки мы рассмотрим альбом Necroticism – Descanting the Insalubrious группы Carcass, вышедший 30.10.1991 г.

Carcass - Necroticism – Descanting the Insalubrious (Великобритания)

 Обложка альбома Necroticism – Descanting the Insalubrious
Обложка альбома Necroticism – Descanting the Insalubrious

До Necroticism… англичане из Carcass, будучи трио, записали 2 альбома, выполненных в стилях gore grind, grind core и death metal. В 1990 году в состав группы в роли гитариста вошёл швед Майкл Эмотт (позже основавший знаменитую Arch Enemy) и Carcass решили использовать всю мощь и техничность сдвоенных гитар.

Уже первая семиминутная Inpropagation показывает качественно преобразование в музыке группы. Общий темп стал медленнее, барабанный ритм ближе к death metal чем к грайнду, хотя периодически грайндовое прошлое даёт о себе знать, но в силу переменчивости ритмических рисунков не утомляет. Появились мелодичные гитарные проигрыши и соло, за которые отвечают Майкл Эмотт и Билл Стир.

Corporal Jigsore Quandary и Symposium Of Sickness проще в ритмических рисунках, и в них больше отсылок к прошлым релизам группы. Но, как и на других треках пластинки, в этих песнях есть мелодика, которая не тонет в звуковой каше, за что спасибо продюсеру Колину Ричардсону, ответственному за сведение альбома.

На Pedigree Butchery появляется акустическая гитара, поначалу служащая скорее драматическим эффектом, а на пятой минуте вступает уже уверенней, но ненадолго, чтобы после вернуться в коде. Значит даже в таком жанре можно использовать акустический инструмент, а любые ограничения - лишь условности.

Отдельно отмечу вокал и хронометраж. Вокальные партии можно чётко расслышать за что вновь спасибо Колину Ричардсону, и их исполняют все члены группы. Ведущие вокалисты – лидер-гитарист и основной композитор Билл Стир, и бас-гитарист и единоличный автор всех текстов Джеффри Уолкер, барабанщик Кен Оуэн и уже упомянутый соло-гитарист Майкл Эмотт – бэк-вокалисты. Усложнение ритмических структур и насыщение композиций инструментальными моментами увеличили средний хронометраж композиций до 5,5 минут, только на Lavaging Expectorate of Lysergide Composition предпринята попытка уместить все «фишки» релиза в четыре минуты.

На последующих позициях рассматриваемого нами списка заметно, как подобное «уплотнение» песен станет тенденцией.

Necroticism – Descanting the Insalubrious в рамках дискографии Carcass стал уникальным и переходным, ни до, ни после подобного не было, и похоже уже не будет. В 1993 г. группа шагнула на тропу melodic death metal и выпустили знаковый для жанра релиз Heartwork, после которого Майкл Эмотт покинул коллектив, и в 1996 году, продолжив линию melodic death на альбоме Swansong, группа распалась на 11 лет.

Для поклонников жанра death metal релиз 1991 года стал одним из знаковых. Кроме него уже были выпущены альбом Human группы Death, на котором Чак Шульдинер шагнул в сторону прогрессива, второй релиз (Unquestionable Presence) группы Atheist, продолживших совершенствовать свою смесь из death metal, progressive и jazz fusion, и четвёртый альбом (Mental Vortex) от европейцев из Coroner. С этими группами мы ещё встретимся, но, на мой взгляд, в 1991 год именно Carcass, выпустив пусть не такой навороченный и замороченный релиз, как коллеги по цеху, сказали своё веское, пусть и единственное слово в жанре progressive death metal.

А через несколько месяцев (в январе 1992 года) австрийское трио, собравшись в Стокгольме, приступило к записи своего второго полноформатного релиза. Трио именовалось Disharmonic Orchestra, а вышедший в 26.05.1992 г. релиз получил название Not to Be Undimensional Conscious.

Disharmonic Orchestra - Not to Be Undimensional Conscious (Австрия).

Обложка альбома Not to Be Undimensional Conscious
Обложка альбома Not to Be Undimensional Conscious

В 1990 году группа Disharmonic Orchestra выпустила свой дебют, представлявший из себя взрыв, замешанный на технике исполнения, ломаных структурах и энтузиазме. Ко второму альбому группа подошла с умом, но остановила полёт фантазии в рамках жанра progressive death metal, в котором уже через два года им станет тесно.

В стартовой Perishing Passion сразу демонстрируется доминанта бас-гитары Хервига Замерника, сохраняющаяся на протяжении всего хронометража альбома. Но бас здесь не просто ритмический инструмент, создающий основу для гитары вокалиста Патрика Клопфа, а чуть ли не основная движущая сила. Гитарных соло-партий здесь нет, у австрийцев совершенно другой подход, который похоже строится на создании несколько шизофреничной атмосферы, умело нагнетаемой на первых трёх композициях. Сюрприз ждёт слушателя на двухминутной The Return of the Living Beat, которая в определённый момент превращается в рэп/фанк, сбивая общий тем альбома, и подтверждая, что слово дисгармония в названии группы присутствует не просто так. Замедленная Groove даёт передохнуть в потоке скоростных ритмов. Потом альбом снова разгоняется чтобы столкнуть слушателя со стеной в виде медитативной Time Frame с почти спейс-роковыми элементами, чистым гитарным звуков и, что удивительно для группы, ровным и достаточно простым басовым ритмом.

О Not to Be Undimensional Conscious сложно говорить в разрезе отдельных композиций, потому что он слушается цельно, а объёмный, но не «давящий» звук даже для неподготовленного слушателя делают альбом «доступным». Даже вокал Патрика Клопфа достаточно мягок для жанра, этакий гроул с человеческим лицом. Но если уж выбирать несколько композиций, то это Groove, стартовая Perishing Passion и Like Madness From Above. А вот что действительно поднимает порог «вхождения» так это ритмика. Со средней продолжительность композиции в 4 минуты, трио не даёт слушателю прочувствовать ведущую ритмическую линию, поскольку в самый неподходящий (для слушателя) момент она будет сломана.

Именно плотность композиций останется фирменной темой Disharmonic Orchestra, и уход от death metal в более свободные воды авангардного металла не побудит группу писать продолжительные треки. Их же коллега из Америки Чак Шульдинер, возглавляющий группу Death, данным путём пошёл. Но это произойдёт через несколько лет, а пока в первой половине 1993 года в разных странах сочинялись и записывались альбомы, превратившие этот год в эталонный по части качественных релизов в жанре progressive death metal. И первым нам попадается вышедший 22 июня 1993 года альбом группы Death под названием Individual Thought Patterns.

Death – Individual Thought Patterns (США)

Обложка альбома Individual Thought Patterns
Обложка альбома Individual Thought Patterns

Без сомнений можно ставить равенство между «группой» Death и её вокалистом, гитаристом, автором музыки и текстов Чаком Шульдинером. На каждом из своих релизов Чак собирал новый состав группы для воплощения задуманного. На альбоме Individual Thought Patterns состав группы представляет собой жанровый all-star band из Чака Шульдинера, Энди ЛяРока, Стива ДиДжорджио и Джина Хогланда.

Без лишних вступлений и «раскачек», квартет обрушивает на слушателя звуковую волну. Уложившись в три с половиной минуты на стартовой Overactive Imagination музыканты показали всё на что способны: два гитарных соло (от Чака и от Энди), блуждающий бас Стива и конечно мощные ударные Джина. По подобной рецептуре сделаны все композиции альбома. Плотная гитарная основа, приближённая скорее к средним частотам, чем к низким, опутывающие этот каркас мелодичные сольные партии, при начале которых ритм-гитара затихает, что делает звучание соло чистым. Ритмичные, мощные, быстрые, но не доходящих до бластбита, барабаны. И, конечно, бас-гитара, слушать которую отдельное удовольствие.

Про бас-гитару мы уже говорили, когда рассматривали релиз Disharmonic Orchestra, но если там бас был ведущим инструментом, то в Death он изящное дополнение, порой перетягивающее внимание слушателя на себя, как пример – композиция Jealousy.

Касаемо музыкальной составляющей, то после выхода альбома многие стали задаваться вопросом: «Не усложняет ли Чак свою музыку ради сложности, ради техничности?». Вопрос резонный, поскольку в четырёхминутный хронометраж укладывается уж слишком много «наворотов». Наверное, самой сбалансированными в этом плане композициями релиза можно назвать Trapped In A Corner и Mentally Blind. Сам Чак на вопрос о переусложнении отвечал так:

Ничего подобного. Просто нужно знать и уметь все уравновесить. Классно периодически выдавать что-то такое супертехничное и замороченное, чтобы поразить своего слушателя, но при этом нужно знать в какой момент вернуться к прямолинейному исполнению. Перебарщивать ни с одним, ни с другим не надо – нужно уметь эффективно и разумно развивать каждый аспект.

Удачный и окончательно выверенный баланс группа найдёт уже на следующем релизе Symbolic 1995 года, который должен был «закрыть» дискографию и историю Death, а Чаку дать возможность вырваться из рамок жанра, но всё сложилось иначе. 2001 год оборвал жизнь Шульдинера и похоронил все творческие замыслы.

Статус отцов жанра делал Death недосягаемой величиной в мире death metal, что порождало в головах слушателей ошибочное мнение о том, что кроме них слушать особенно нечего, а если и есть, то это непременно хуже. Хорошо, что его есть чем опровергнуть.

Менее чем через месяц после пятого альбома Death в Италии вышел дебютный релиз группы Sadist.

Sadist – Above the Light (Италия)

Обложка альбома Above the Light
Обложка альбома Above the Light

Релиз трио из Италии начинается двухминутным клавишным интро Nadir, в котором узнаются нотки музыки из итальянских фильмов ужасов. Группы металлических жанров нередко используют приём с атмосферным интро, исполненном на клавишах, но далее в музыке клавишные инструменты придаются остракизму. Sadist же выводят клавиши, за которые отвечает гитарист Томми Саламанка, на второе место в звуковом ряде после гитары.

В музыке группы упор делается скорее не на технику владения инструментами, а на атмосферу релиза, которая строится за счёт клавишных фонов, акустических вставок и чистого гитарного звука.

Злой, агрессивный, яростный, депрессивный – обычно эти эпитеты применяются к подобной музыке, но Sadist сумели показать ещё одну грань экстремального метала. Самое подходящие описание Above the Light – печальный. Примером может послужить композиция Hell in Myself.

Помимо песен на релизе присутствует полноценный инструментал – Sadist. По звуку и подаче это самый доступный неподготовленному слушателю трек, так что если приобщать неофитов к жанру, то можно попробовать композицию Sadist дающую передышку перед великолепной завершающей Happiness 'N' Sorrow.

Думаю что если бы Above the Light был первым и последним творением Sadist, то итальянцы всё равно вошли бы в историю жанра. Да, релизы 1996 и 1997 годов продолжают совершенствовать наработки дебюта, и в чём-то они даже лучше, но здесь уже вступают в силу личные пристрастия.

В конце 90-х Sadist полностью меняют звук и выпускают экспериментальный Lego, а после распадаются, чтобы вернуться в 2007 году с новым альбомом в привычном progressive death metal жанре. Но 2007 это уже совсем другое время, а пока в 1993 копилка знаковых релизов продолжает пополняться. 30 августа 1993 года коллектив Atheist выпускает свой третий альбом под названием Elements.

Atheist – Elements (США)

Обложка альбома Elements
Обложка альбома Elements

Если предыдущий альбом нашего списка можно демонстрировать в качестве примера структурированности, то релиз группы Atheist это пример музыкального беспредела.

Стартующий с мощного трека Green альбом сразу делает акцент на гитарных партиях (которые были записаны тремя гитаристами) и бас-гитаре Тони Чоя, из-за рисунков которых релиз нередко получает жанровую характеристику jazz-death. Я бы ещё добавил, что в альбоме имеется немалый психоделический налёт. Очень уж любят музыканты обрывать партию в тот момент, как только слушатель настроился на заданную ритмику, но может не делай они этого развитие музыкального рисунка могло бы продолжаться бесконечно.

Если же вы слушаете альбомы в том порядке, в котором они представлены в списке, то подобными штуками вас не удивить. Но вот начинается трек Samba Briza словно попавший на альбом из классических релизов группы Santana. Барабанщик Марселль Диссантос, Тони Чой и клавишник Дэвид Смэдбек (жаль, что это его единственная партия на альбоме) выдают двухминутный джем в стиле латино, и вот после таких «шуток» от Elements можно ждать чего угодно.

Подобные музыкальные «передышки» разбросаны по всеми релизу: Displacement, Fractal Point, See You Again, хотя по «наглости» Samba Briza они не превзошли.

При всей своей разрозненности альбом не распадается и чем-то напоминает джем-сейшны, которые при первом прослушивании кажутся набором партий музыкальных инструментов, но чем дольше их слушаешь, тем больше вырисовываются лейтмотивы. Elements мог быть выпущен и единым сплошным сорокаминутным треков и может быть даже выиграл бы от подобного решения, но сложилось иначе.

Бытует мнение что своим третьим альбомом провели черту в развитии жанра и даже одной ногой перешагнули её, поскольку даже среди ценителей усложнённости появились мнения что музыка Elements это заумь ради зауми, и что техника победила творчество. Подобные доводы смешивают в себе объективное и субъективное. С техникой у музыкантов полный порядок, что они показали ещё на своём дебюте в 1989 году. Плотная ритм-секция, которую можно слушать без привязки к гитаре, жёсткие риффы, может не столь частые, но качественные соло-партии гитаристов, и вот все эти средства реализовали неуёмную фантазию авторов альбома – гитариста Фрэнка Эмми, бас-гитариста Тони Чоя, гитариста Рэнда Бакли и вокалиста и ритм-гитариста Келли Шаффера.

Жаль, что подобная музыкальная фантазия стала для Atheist последней и группа распалась в 1994 году. В 2006 состоялось возрождение, был выпущен новый альбом, и группа активна по сей день, но Elements по-прежнему самый необычный и спорный альбом, оставивший след в жанре progressive death.

На момент записи (май 1993) и выхода (август 1993) в Европе, а именно в маленькой Швейцарии уже был записан и готовился к выпуску альбом схожей с Elements судьбы, а именно пятый полноформатный релиз группы Coroner.

Продолжение следует...

10 альбомов в жанре progressive death metal (часть 2) Coroner, Cynic, Pan.Thy.Monium, Edge of Sanity, Alchemist, DeathOrchestra

Подписывайтесь на канал, будет интересно.