Добрый день, уважаемые читатели-книголюбы!
Хотелось бы сегодня обсудить с Вами книгу "Безутешные" автора Кадзуо Исигуро.
Лично я знакомилась с ней в формате аудиокниги в исполнении Ирины Ерисановой. Это была первая книга Исигуро, с которой я решила познакомиться, рецензий на книгу я тоже не читала, поэтому была несколько озадачена с самого начала.
ССЫЛКА НА КНИГУ:
От урожденного японца, выпускника литературного семинара Малькольма Брэдбери, лауреата Букеровской премии за «Остаток дня» — программное произведение конца ХХ века, вязкая кафкианская фантасмагория на новый лад. Знаменитый пианист Райдер приезжает в некий европейский город, где должен выступить с концертом. Но значительная часть его памяти бесследно утрачена, и события разворачиваются согласно зыбкой логике сновидения; молодая женщина, которой он любезно согласился помочь советом, оказывается, такое впечатление, его старой подругой, а дверь кафе может вести прямиком в отель, расположенный за несколько километров…?
Любителям творчества Кафки это произведение сразу покажется знакомым, у многих оно ассоциируется с книгой "Замок".
Начало было интригующим - что-то странное и непонятное, восхитительные приёмы лёгкой реальности-нереальности происходящего, в это хотелось погрузиться и разобраться. Я рассщитывала на некую детективную составляющую сюжета: Райдер потерял память и ему поэтому кажется, что герои ему незнакомы, либо он притворяется, разыгрывая амнезию, чтобы провернуть какое-то дельце, прикидываясь больным и не вызывая тем самым подозрений. Но потом все новые и новые детали нагромождались в такую гору бреда, что я окончательно запуталась, кто из нас не в своем уме - Райдер или я...
Все законы логики нарушены. Время и пространство не ограничены и не поддаются контролю. И абсурд происходящего замечает только читатель, для всех персонажей все нормально.
На протяжении всей книги , меня периодически преследовал один вопрос: « Что за бред сумашедшего я вообще слушаю?!» Здесь нет как такового ни сюжета, ни значимых событий, ни адекватных людей. Это вообще по большому счету не роман – это собрание шизофренических бредней, пришедших во сне к человеку, имя которого для меня так и осталось невыясненным (ведь действительно, мистера Райдера за всю книгу никто так и не назвал по имени).
Но бросить книгу посередине почему-то не хотелось, она затягивает, словно топкое болото, гипнотизирует, как змея кролика. Хочется узнать, до каких пределов дойдет фантазия автора. Однако одинаковый сценарий с разными людьми и их монологами вскоре начал утомлять. Была надежда на развязку, которая станет логическим завершением романа - ответит хотя бы на часть многочисленных вопросов (а они у вас будут только прибавляться с каждой прочитанной главой) или подведёт черту или хоть что-то прояснит, но и здесь меня ждало разочарование - ее, то есть развязки, не будет.
Порою мне казалось, что все повествование - это лишь изложение причудливых снов пианиста, а все герои - лишь плод его фантазии. Знаете, бывают такие сны, в которых ты все время куда-то идешь и не можешь дойти до цели, направляешься в одно место, а попадаешь в другое? Чем-то мне эта книга напомнила "Алису в Стране Чудес" Л. Кэррола. И как бывает во сне, люди и локации возникают неожиданно и нелогично, и так же резко исчезают. Причем, главный герой этому ничуть не поражен и воспринимает все, происходящее с ним, как должное. Ведь сон невозможно контролировать, и он просто несется по течению, абсолютно не сопротивляясь происходящим с ним событиям.
На протяжении всего повествования я ждала, когда Райдер, как и Алиса, проснется. И прекратятся эти бесконечные блуждания по лабиринтам улиц, скачки́ во времени и пространстве, бессмысленные многословные монологи и какие-то дикие просьбы встречных незнакомых людей, которые Райдер почему-то стремится удовлетворить (для меня это на протяжении всей книги остается загадкой: зачем известному пианисту исполнять любые, порой безумные, прихоти абсолютно посторонних для него людей?).
Книга предлагает массу маркеров, по которым мы можем определить происходящее в ней, как сон:
- Райдер хрипит, не в силах заговорить, когда это так нужно и просто.
- Пространство сворачивается по принципу кроличьей норы.
- Порой у нас в руках словно возникает увеличительное стекло, под которым предмет нашего интереса распухает до бесконечных размеров и затмевает собой все остальное.
- Сами фигуры, возникающие из тумана сюжета, иллюзорны и гротескны, а их поступки - кривляние паяцев, выступают перед нами и тут же уплывают, не оставив и следа в памяти.
Особенно любопытно книга обходится со временем: его настолько много, что оно не существует. В рамках сюжета время ведет себя как подневольный персонаж. Приведу несколько примеров. Райдер вместе с носильщиком заходит в лифт, затем носильщик добрых 15-20 минут рассказывает ему о своей профессии, но все это время они едут в лифте, который (судя по сюжету) нигде не останавливался за все это время. Райдер приезжает в город днем, и все случившиеся с ним происшествия умудряются случится за один вечер: он селится в номер, несколько раз беседует с носильщиком Густавом, управляющим Хофманом и его сыном Штефаном, посещает кафе с Софи, гуляет на площадке Борисом, умудряется заблудится, несколько раз сходить в гости и даже посмотреть фильм... И это далеко не все, что случилось с ним за ОДИН вечер! Такой список дел в обычной реальности и за 3 дня не успеть! Все содержание 600-страничного романа описывает всего 3 дня из жизни городка. Такое чувство, что времени в этом городе не существует, точнее, оно умерло. Есть прошлое, о котором все сожалеют, бесконечное настоящее, тянущееся словно резина, и будущее, которое никогда не наступит. О нем только говорят, строят планы, но им не суждено будет исполниться.
Пространства как такового тоже нет в этом городе: отель, дорога из которого заняла вроде бы большое количество времени на автомобиле, внезапно оказывается в двух шагах на обратном пути, а между двумя кафешками, как будто бы разделенными часами езды, обнаруживается короткий подвальный лаз и так далее. И опять мне вспоминается "Алиса в Стране Чудес"...
Повествование ведётся от первого лица, и читатель всё воспринимает глазами главного героя. Поэтому мы узнаём практически всё о других персонажах (причем в основном из их длинных монологов), но сам мистер Райдер для нас остаётся, по большому счёту, загадкой. Неизвестно ни сколько ему лет, ни как он выглядит - ведь во сне не видишь себя снаружи.
Личность Райдера не раскрывается автором, однако все остальные персонажи (жители этого безымянного городка) так или иначе имеют особые отношения с ним. Мало того, судьбы всех жителей города завязаны на Райдере настолько, что он один может утешить страждущих, дав им веру в светлое будущее (почему он в этой реальности выступает неким Мессией, способным утешить всех безутешных?). А они, как назойливые мухи, жужжащие о своих проблемах, постоянно досаждают ему своими просьбами о помощи, сами же не в состоянии ударить палец о палец для решения своих проблем. Причем проблемы эти на самом деле и не являются не то что неразрешимыми для них самих, но на самом деле они пусты и надуманы, не стоят выйденого яйца.
Временами ситуации настолько абсурдны и сюрреалистичны, что не поддаются никакому логическоми объяснению. Очень часто акцент делается на незначительных деталях, которым автор посвящает несколько страниц.
Но почему-то Райдер, возможно и осознавая это, тем не менее слоняется по всему городу, несмотря на плотный график и свои собственные нужды. Возможно, ему просто необходимо было ощутить свою нужность (однако это ощущение фальшиво). Возможно раньше, еще в детстве, да и во взрослой жизни, в его семье не было ощущения близости. Люди просто жили в одном помещении, вместе ужинали, просыпались, но при этом ничего не знали друг о друге.
Если хорошенько вглядеться в каждый персонаж, то мы увидем самого Райдера, будто разбитого на мелкие кусочки и помещенного в каждого жителя города. Так или иначе, присущие ему черты есть в каждом из них. Его личные комплексы и воспоминания, выражены в окружающих его людях и их поступках.
Совершенная несобранность и полная безоветственность, отягчённые безвольностью, вот что характерно по сути для главного героя. Мне удивительно, почему к нему все идут с просьбами, требуют вникнуть в ситуацию в городе и произнести речь, когда этот человек не может и двух слов связать (он только отправляется туда, куда его посылают, и там, по сути, ничего не далает, просто присутствует как тень). Мне не понятно, как он мог удерживаться на работе, когда за все три дня пребывания в городке он не озаботился ни исполнением обязанностей (не посетил ни одного запланированного мероприятия), ни игрой на фортепьяно, но при этом ему хватает наглости жаловаться на напряжённый график и ужасное расписание. Для меня загадка, с чего он всем и каждому обещает с три короба, а потом идёт развлекаться с первым встречным.
Каждый персонаж книги так или иначе чувствует себя несчастным, обделённым судьбой, в этой книге нет ни одного счастливого человека. Но все вместе и каждый в отдельности они обладают дивным даром нести чушь по несколько страниц подряд, никогда не давать прямых ответов на вопросы и обнажать душу первому встречному (а Райдер для них, я все же напомню, посторонний человек), стоит лишь с ними заговорить. Однако, никаких действий для решения своих проблем они не предпринимают (ярким примером являются взаимоотношения Густава и Софи). Они только перекладывают решение своих проблем на главного героя, но и он пассивен в их решении, предпочитая выжидать, что все само собой произойдет.
Люди не разговаривают друг с другом, не слышат один другого, не вникают в смысл обращенных к ним слов. Каждый существует обособленно, погруженный в собственный внутренний монолог, и принимает этот монолог за диалог с другими людьми, хотя все их реплики и реакции на ту или иную ситуацию придумал сам. Каждый из героев страдает от своего внутреннего одиночества, но и упивается им, не желая прилагать усилий и выходить из зоны комфорта. Это просто торжество абсолютного эгоизма, максимально замкнутого на собственном эго каждого человека в этом городе.
Проблематика в книге поднимается самая разнообразная - от размышлений о предназначении власть имущих до личного роста и семейных отношений. Довольно большой акцент в этой книге ставится на проблеме взаимоотношений отцов и детей, в различных ее вариациях: Борис и Райдер, Софи и Густав, Райдер и его родители, Штефан и Хофман и т.д.
Итог:
Это же умудриться надо написать такой толщенный роман ни о чём!
Знаете, за что получил Нобелевскую премию Исигуро? Цитирую: «в романах великой эмоциональной силы он раскрыл перед нами всю бездну того, насколько иллюзорна наша связь с реальностью».
Читать роман можно только полностью отключив логическое мышление, иначе возникает ощущение, что ты врач в психиатрической клинике, и твои пациенты выливают на тебя свой поток сознания, свято веря в его реальность.
Этот роман очень напоминает состояние полудрёмы, когда нам снятся какие-то странные и в то же время понятные события. Торжество абсурда и сюрреализма вплоть до самой последней страницы, которое заканчивается... ничем.
#книжный блог #книга #книга на вечер #книжный отзыв #книжный обзор #литература #литературный клуб #литературный конкурс #обзор книги #обзор на книгу