Разбираемся, почему мода замедлилась и есть ли смысл покупать вещи, которые вам приглянулись еще в прошлом году.
Когда читаешь список трендов лета 2021, ощущаешь стойкое дежавю: среди хитов сезона — трикотажные бра и трикотажные двойки из кардигана и кроп-топа, рейверские панамы и бейсболки, босоножки с перемычкой между пальцами («шлепанцы на каблуке»), велосипедки, топы-поло, корсеты, неоромантизм и коттеджкор, фигурные воротнички и рукава-фонарики. Секундочку, ведь это все уже было в прошлом году! А самые модные в этом сезоне брюки с разрезами — вообще тренд из 2016-го! Что случилось? Может быть, мода в кризисе? Когда ждать перемен и, самое главное, купить ли наконец ту самую бейсболку New York Yankees — или уже не стоит?
Откуда берутся тренды
Что бы ни придумали модные дизайнеры или отдельные креативные личности, тренд становится трендом, когда общество к этому готово. Иногда можно услышать, что дизайнер, художник или другой творец опередили свое время и остались не понятыми, а их коллекции — не проданными. А порой какие-то идеи, концепции и их конкретное воплощение оказываются именно тем, чего люди подспудно хотят в настоящий момент. Например, в 1950-е выстрелил нью-лук Кристиана Диора — силуэт с пышной юбкой и корсетом, потому что он возвращал в прекрасное мирное время после мировой войны, когда женщины носили военную форму или рабочие комбинезоны, работая на заводах вместо мужчин и больше мужчин. 1960-е дали миру сексуальную революцию и мини-юбки, движение хиппи и узор тай-дай.
Крупнейшее мировое трендкастинговое агенство WGSN (по-русски: предсказывающее тренды) всегда опирается в своих прогнозах не только на работы дизайнеров, трендсеттеров, искусство, кино, поп-культуру, но и на результаты продаж. Есть у людей интерес к мини-юбкам — и бренды продолжат производить мини-юбки до тех пор, пока они будут востребованы. Тренд идет на спад, когда люди насытились и аналогичных вещей стало слишком много. Каждый конкретный человек может подходить к моде по-разному: одни охотно следят за новинками и стараются купить что-то свежее и модное как можно скорее, другие подходят к новым трендам с осторожностью, нечасто обновляют гардероб или носят годами проверенные фасоны. Но данные продаж не обманывают.
Как часто меняются тренды?
Если смотреть ретроспективно, то кажется, что глобально тренды меняются раз в 10 лет, отсюда и названия «мода 1960-х», «мода 1970-х», причем эти границы не совпадают хронологически с началом и концом десятилетия. Аналитики WGSN говорят, что глобальная смена трендов происходит раз в 5–7 лет. Скорость изменения трендов зависит в том числе от экономической ситуации. Когда у людей становится меньше денег, они ожидаемо меньше покупают. Поэтому в 1920-е вошло в моду маленькое черное платье Chanel (когда денег у большинства людей отдельно на дневные, а отдельно на вечерние туалеты не было), а первое десятилетие 2000-х с его бурным экономическим ростом (а в нашей стране еще и бумом потребительского кредитования) запомнилось как «жирные нулевые» и позволило расцвести быстрой моде. Тренды тогда менялись со скоростью света, даже дорогие и знаковые сумки (так называемые it-bag) бренды выпускали чуть ли не каждый год.
Что случилось с модой в пандемию?
Ничего хорошего. Во время локдауна магазины какое-то время вообще были закрыты, но и после открытия люди стали покупать гораздо меньше, чем раньше, а к покупкам подходить осознаннее: кто-то потерял доход, кто-то просто решил поберечь деньги в нестабильное время, а еще одежду просто некуда было носить. По итогам 2020 года в мире на складах осталось в два раза больше непроданной одежды, чем обычно, подсчитали аналитики консалтинговой компании McKinsey.
И что будет дальше?
В США и Китае, про прогнозам, экономический рост обгонит допандемийный уже в 2021 году, но экономика России достигнет допандемийного уровня к лучшем случае к третьему кварталу 2021-го или в 2022 году. Что это значит? Что экономика, а с ней и потребительский спрос потихоньку, но восстанавливаются, а еще в мире началась вакцинация, и теперь нам есть куда надеть одежду, которая нам понравилась еще в прошлом году и которую мы не успели поносить.
Вот почему некоторые тренды 2020-го пышным цветом расцвели в 2021-м. Кстати, проверку временем прошли не все, зато оставшиеся продержатся еще достаточно долго. Так что если вы давно заглядывались на платье в цветочек в стиле коттеджкор, босоножки из тонких ремешков и бейсболку New York Yankees, не бойтесь, покупайте.
Несколько вещей, которые помогут вам выглядеть модно:
Платье Massimo Dutti, 11 900 руб., lamoda.ru
Белый корсет Asyou, 1990 руб., asos.com
Брюки Bershka, 2599 руб., lamoda.ru
Брюки Suara Femme, 4000 руб., lamoda.ru
Платье Mango, 6499 руб., 4999 руб., lamoda.ru
Платье Asos Design, 5990 руб., asos.com
Юбка Stradivarius, 1799 руб., 950 руб., asos.com
Джинсы Topshop, 3890 руб., asos.com
Платье Oysho, 5599 руб., lamoda.ru