В последней трети XIX века Россия переживает небывалый подъем народного образования. Повсеместное открытие школ и активизация просветительской деятельности светских учебных заведений подводят русскую интеллигенцию и широкую общественность к организации масштабного педагогического движения, идеологической и движущей силой которого становятся учительские съезды и курсы, регулярно организуемые с середины 1860-х годов под эгидой губернских земств.
В 1867 году по личной инициативе выдающегося общественного деятеля, педагога-новатора, организатора земских школ Николая Александровича Корфа состоялся съезд учителей начальных школ Екатеринославской губернии. Годом спустя по примеру екатеринославцев подобные съезды прошли в Новгородской, Рязанской, Одесской и в других губерниях.
Первоначально разрешения на созыв съездов выдавались Уездными училищными советами с санкцией Губернских земских собраний. С 1869 года съезды проводились под контролем Инспекций народных училищ и с одобрения губернаторов. Организацией съездов занимались земские учительские школы, нередко приглашая к руководству собраниями известных российских ученых и педагогов, представителей столичных университетов и научной среды, видных общественных деятелей. Так, Симферопольский учительский съезд 1870 года возглавил родоначальник русской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский.
Движение по устроению учительских съездов и курсов обрело важное значение и получило не только повсеместное распространение, но и большую популярность. Участниками съезда, организованного в рамках Всероссийской политехнической выставки 11-13 сентября 1872 года в Москве, посвященной двухсотлетнему юбилею со дня рождения Петра I Великого, стали более 700 человек, которым в дополнению к слушаниям были предложены курсы русского языка Н.Ф. Бунакова и арифметики В.А. Евтушевского, говоря современным языком, повышения квалификации.
Поднимаемые на съездах темы остаются парадоксально актуальными для сегодняшнего дня: методики обучения чтению, грамоте, арифметике и народному языку, обучение разноязычных учащихся, книги и содержание классных бесед, программы по внеклассному и церковно-славянскому чтению, показательные уроки в начальных школах, сообщения и беседы «об отношении народа к школе и влиянии школы на детей», «отношении к школе родителей учащихся», «о нуждах нынешней школы…», в том числе начальных и сельских школ, о дополнительных и воскресных школах и т.п.
Съезды оказывали помощь в практической деятельности, поднимали вопросы организации учебных процессов в отдаленных местностях, нехватки и подготовки педагогических работников, способствовали привлечению внимания общественности к нуждам школы и учительства.
Большой резонанс имел Первый съезд учительниц-выпускниц Тверской учительской школы имени П.П. Максимовича, который прошел в Твери с 7 по 18 августа 1883 года в Женской учительской школе под руководством видного деятеля народного образования, педагога, издателя, редактора, теоретика и организатора первых в России вечерних школ для рабочих Дмитрия Ивановича Тихомирова. Впервые в истории России съезд объединил учительниц-семинарок одного учебного заведения. В работе приняли участие 96 делегатов из Твери и уездов Тверской губернии.
В ходе докладов и выступлений участникми съезда был впервые обобщен 20-летний опыт учебного заведения по подготовки учительских кадров и подведены итоги деятельности выпускниц. Съезд отличали публичные прения и обмен мнениями, вызванный живым интересом и участием слушателей. Революционным моментом в работе съезда стало открытое выступление против притязаний церкви на начальное образование.
Атмосфера съезда документально засвидетельствована участниками события в подробнейших отчетах, памятных и биографических изданиях. В своем фундаментальном исследовании, посвященном истории Тверской учительской школы имени П.П. Максимовича, кандидат филологических наук, заведующая отделом редких книг научной библиотеки Тверского государственного университета Татьяна Анатольевна Ильина пишет:
«Заседания проходили в форме научно-практической конференции: основательные доклады бывших «максимовок» (так называли учениц школы), короткие сообщения, обсуждения. Вопросы, которые обсуждались на съезде, были актуальны для всех сельских учителей России: приемы первоначального обучения чтению, борьба с местным говором и овладение общелитературным русским языком, обучение карел русскому языку, отношение народа к школе и влияние ее на детей и т. д. А.А. Толмачевская сделала сообщение об обучении карельских детей, которое вызвало большой резонанс и позже выразилось в написании ею азбуки для карельских детей. Потом Дмитрий Иванович Тихомиров написал подробный отчет о съезде, который затем был издан отдельной книгой. К сожалению, этот съезд был единственным, все последующие не были разрешены министерством».
Знаменательно, что в дни работы учительского съезда свой 25-летний юбилей отметила Тверская Мариинская женская гимназия — одно из первых в России и старейших учебных заведений города, торжественное открытие которого состоялось 11 августа 1858 года в личном присутствии Императора Александра II. Гимназия была создана на базе частного женского пансиона Констанции Федоровны Гросвальд (1820-1896) как Высшее женское шестиклассное училище. В 1862 году гимназия получила статус общеобразовательного учебного заведения и имя «Мариинская» в честь супруги царя Императрицы Марии Александровны, которая лично покровительствовала гимназии. Первоначально гимназия размещалась в части помещения Дома Решетова, снимаемом сёстрами Констанцией и Марией Гросвальд на Набережной улице (ныне наб. Афанасия Никитина). Впоследствии учебное заведение переехало в здание Первой мужской гимназии на Полуциркулярной площади (бывшей Почтовой, Советской, ныне пл. Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского).
К слову, в электронном фонде Президентской библиотеки хранится копия Дела о дозволении домашней учительнице Марии Гросвальд открыть в Твери частный женский пансион от 14-18 февраля 1844 года на 7 листах из собрания Фонда Департамента народного просвещения (Опись № 8), хранящемся Российском государственном историческом архиве (РГИА). Получить онлайн-доступ в Виртуальный читальный зал Президентской библиотеки и ознакомится с данным изданием можно непосредственно в Тверской областной библиотеке.
Примечательно и то, что данный адрес является одним из исторических адресов главной библиотеки Верхневолжья. После утраты здания и фондов во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками и освобождения Калинина 16 декабря 1941 года библиотека разместила свои скудные фонды, оборудование и немногочисленный персонал в пяти комнатах сохранившегося, но неотапливаемого здания Дома работников, полностью наладив работу по обслуживанию населения города, области и фронтовых зон литературой. Библиотека оставалась в Учительском доме вплоть до окончания строительства и переезда 1 ноября 1954 года в новое здание, построенного на месте разрушенного в годы войны храмового комплекса в честь иконы Знамения Божией Матери, по уже постоянному, современного адресу по Свободному переулку (бывшему Знаменному), дом 28.
По мере активного роста популярности учительского движения в России Царское правительство выступило с жесткими ограничительными мерами в отношении организации и проведения съездов вплоть до их полного запрещения Циркуляром в апреле 1885 года. Основная причина приостановления деятельности съездов — боязнь проникновения в среду учительства «неблагонадежного элемента». Возобновление деятельности съездов произошло лишь спустя 15 лет — с началом нового столетия.
Первый тверской учительский съезд, вошедший в историю российского образования дореволюционного периода, как новаторский, своего рода, прогрессивный, оказался слишком передовым для своего времени. Не смотря на то, что мероприятие было горячо принято общественностью, более оно не имело продолжения.
С установлением Советской власти в Твери на базе Земской учительской школы имени П.П. Максимовича по распоряжению министра народного просвещения Временного правительства от 17 июня 1917 года был создан Учительский институт, ныне — Тверской государственный университет. Первоначально институт имел три отделения — словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое. В том же году на первый курс поступило 37 человек, открыв новую веху в истории тверской педагогической науки.
В целях ознакомления и изучении истории тверской педагогической мысли читателям предлагается обратить внимание на полнотекстовую коллекцию «Педагогическое краеведение» в составе Электронной библиотеки, в которой на сегодня представлены 30-ть уникальных документов и краеведческих изданий соответствующей тематики.
Материалы по теме из фонда Электронной библиотеки «Горьковки»:
Тихомиров Д.И., Отчет о Первом Съезде учительниц семинарок Земской учительской школы П. П. Максимовича в Твери : 1883 год, 7-18 августа / Сост.: руководитель съезда Д. И. Тихомиров. - С.-Петербург: Типография А. М. Котомина и Кº, у Обуховского моста, д. № 93. - 272 с. ; 26 см. - Автогр. Ф. Ольденбурга.
Толмачевская, Анастасия. Родное карельское: карельско-русский букварь для легчайшего обучения грамоте карельских детей, со статьями для первоначального чтения и краткими карельско-русским и русско-карельским словарями / составила учительница Анастасия Толмачевская. – Москва: Типография А. А.Карцева, 1887. – [4], 66 с. ; 23 см.
Селиванов, Александр Федорович (1856- ). П. П. Максимович, основатель Тверской женской учительской школы : (биографический очерк с портретом) / А. Ф. Селиванов. - Санкт-Петербург: Типо-литография М. П. Фроловой, 1901. - 175 с., 1 л. фронт. (портр.). ; 23 см.
Педагогические курсы в с. Кимрах, Тверской губернии с 5-го июля по 25 июля 1901 г. / Тверское Губернское Земство . - [Тверь [б. и.], 1901]. - [275] с. разд. паг. ; 23 см.
Тверской уездный съезд учащихся в начальных училищах (1902). Отчет о съезде учащих в начальных училищах Тверского уезда : 1-8 сентября 1902 года (с приложениями). - Тверь : Типо-литография Н.М. Родионова, 1903. - 243 с. ; 25 см.
Добрынин, Константин Игнатьевич (1871-?). Элементарный курс русской истории : для I и II классов мужских гимназий и реальных училищ и для городских училищ : со 104 рисунками / сост. К.И. Добрынин, дир. Кашинского Алексеевского реального училища. - Изд. 5-е, доп. - Москва : Издатель В.С. Спиридонов, 1913. - 272 с. : ил., портр., факс.
Примерные программы предметов, преподаваемых в начальном училище при постоянных педагогических курсах Тверского Губернского земства / [Зав. пед. курсами Л. Эдельштейн]. - Тверь : Типо-Литография М.В. Блинова, преемн. Н.М. Родионова, 1915. - 30 с. ; 22 см.
Нилова, Галина Марковна. Тверское педагогическое краеведение : очерки / Галина Нилова, Борис Нилов. - Тверь : Интеграция: Образование и Наука, 2016. - 275 c. : ил., портр., табл., факс. ; 21 см. - Библиогр.: с. 256-257. - В вып. дан. авт.: Галина Марковна Нилова отличник нар. просвещения, Борис Михайлович Нилов, к.ист.н., доц. - С автогр. авт. - 500 экз. - ISBN 978-5-904914-10-3 (в пер.) : 300.00.
Ильина, Татьяна Анатольевна. Школа Максимовича : исследования и материалы / Т. А. Ильина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тверской государственный университет". - Тверь : Книжный клуб, 2010. - 181, [2] с., [8] л. ил. : ил., портр., факс. ; 24 см. - [Источник электронной копии: Электронная библиотека Тверского государственного университета].
_______________________
Процесс оцифровки изданий из фонда краеведческой литературы и фонда Редких книг Тверской областной библиотеки продолжается. Электронные копии доступны для свободного чтения в режиме 24/7.
Больше новостей на официальном сайте Электронной библиотеки «Горьковки». При использовании материалов ссылка обязательна.
_______________________
Мы не занимаемся рекламой. Мы сохраняем печатное наследие для будущих поколений. ПОДДЕРЖИТЕ НАШ КАНАЛ — ПОДПИШИТЕСЬ!