Найти в Дзене
Учитель гармонии

"Музыкант - это не профессия": о токсичном программировании юных ДМШовцев

Постоянные читатели канала знают, что тема пресловутого "общего развития" в связи с музыкальной школой - это один из опасных триггеров лично для меня. Объяснение тому кроется, в частности, в детских моих эмоциях и обстоятельствах: я себе уже неоднократно позволила упомянуть здесь о своих подмосковных ученических годах, прожитых под прессингом наподобие: "В музыканты идут не пригодные к науке"... Это были те самые наивные-благословенные времена, когда о разделении на "предпроф" и общеразвивающую программу никто не помышлял, а личные качества участников событий определяли всё. Каждый ученик нашей наукоградской ДМШ шёл в своём темпе, решал насущные проблемы, сдавал потихоньку зачёты-экзамены - и горя не знал. Мне болезненно врезалось в память, насколько же я тогда, в начале девяностых, мрачно завидовала двум одноклассникам Сашам - девчонке и парню, которые знатно играли на рояле, но которых я-то была посильнее в сольфеджио! Этих ребят однозначно и бескомпромиссно вели в профессию, мне же
Оглавление

Постоянные читатели канала знают, что тема пресловутого "общего развития" в связи с музыкальной школой - это один из опасных триггеров лично для меня. Объяснение тому кроется, в частности, в детских моих эмоциях и обстоятельствах: я себе уже неоднократно позволила упомянуть здесь о своих подмосковных ученических годах, прожитых под прессингом наподобие: "В музыканты идут не пригодные к науке"...

Это были те самые наивные-благословенные времена, когда о разделении на "предпроф" и общеразвивающую программу никто не помышлял, а личные качества участников событий определяли всё. Каждый ученик нашей наукоградской ДМШ шёл в своём темпе, решал насущные проблемы, сдавал потихоньку зачёты-экзамены - и горя не знал.

Мне болезненно врезалось в память, насколько же я тогда, в начале девяностых, мрачно завидовала двум одноклассникам Сашам - девчонке и парню, которые знатно играли на рояле, но которых я-то была посильнее в сольфеджио! Этих ребят однозначно и бескомпромиссно вели в профессию, мне же родители-учёные по пять раз на дню напоминали: музыкальная школа предназначена для общего развития.

По иронии судьбы, из нас троих с одарёнными Сашами... Московская консерватория покорилась именно мне. Путь к ней пролегал через любимую "Мерзляковку", давным-давно ставшую для меня рабочим пристанищем: с 2004 года я в штате теоретического отдела, специализацию свою ни на что не променяю.

Но детские переживания не забылись, а напротив - наложили пожизненный отпечаток, заполонили сознание странными мыслями о несправедливости. По сути, мой музшкольный этап был потерян для качества - исключительно из лучших родительских побуждений, связанных с пристальным вниманием к другим подходам в моём образовании. Частично удалось наверстать - но позже. Способности оказались не лишними.

Нынче мне 42 года, у меня полжизни педстажа и четверо детей-москвичей.

Жизнь моя неизменно крутится на маршрутах между работой и школами. Многие и многие часы я провожу в ДМШ, которую некогда выбрала для своих ребят (успехи в наличии). Кое-что вижу, анализирую, принимаю к сведению, держу руку на пульсе, при необходимости - делюсь мыслями с наследниками.

Так вот, друзья! С дифференциацией программ не всё так просто. Общеразвивающая - в разы обширнее и сложнее по отчётности, чем кажется издалека, а "предпроф" категорически многослоен, неоднороден. По факту, причастность ученика к предпрофессиональной программе отнюдь не означает, что сам ребёнок и семейство... без колебаний нацелены и решились на жизнь молодую в музыкантстве, на этот своеобразный стиль жизни и сопутствующие обстоятельства.

Подноготная "предпрофа" - родительский перфекционизм. Ход мысли нередко таков: дочь или сын хороши во многом, пусть и в музыке отметятся с блеском - не повредит при дальнейшем выборе ДОСТОЙНОЙ профессии! Пусть будут навыки, конкурсы и фестивали - в жизни пригодится, куда надо "переплавится", сформирует характер, сознание, вкус и т.д. и т.п.

И вот он, юный скрипач/кларнетист/домрист, который замечательно слышит, круто поёт и играет соло плюс в пяти ансамблях и в оркестре, - но в школьных сочинениях по вопросам профориентации настойчиво пишет: хочу, мол, в недалёком будущем заделаться адвокатом/послом/космонавтом... Ибо музыкантство как профессия не зачитывается: сознание не пропускает, "фильтры" установлены родителями.

Яркие способности застревают между небом и землёй: случаев таких тысячи и тысячи. Отношение к музыкальной школе как к платформе для досуговой деятельности неистребимо даже в высокоинтеллигентных семьях. И это можно понять...

Такое вот общее развитие. Высокое.

Требующее общесемейной гонки на всех парусах, с почти обязательными потерями (для прочих сфер жизни), которых иные родители упорно не хотят замечать. Время расходуется непомерно, внутренний мир обогащается, волевые качества вырабатываются - да не хуже, чем от лёгкой атлетики на разряд.

И думается мне порой, что прорваться сквозь такое сопротивление среды - ценно.

Идти в музыкантство, не слишком всматриваясь в средний по стране доход выпускника консерватории. Идти - потому что здорово получается... и есть желание делиться с миром - красотой звучания, свежестью мысли, непререкаемым качеством.

Ибо есть такая профессия.

И нет, она не допустит перепроизводства кадров.