Найти тему

Квадратура круга земного - 5

Мы делили апельсин — много крови утекло

Харальд Прекрасноволосый жил так долго (по меркам своего времени), что уже пережил некоторых сыновей, особенно самых шиложопых. Рёгнвальд Прямоногий в Хадаланде вдарился в колдовство, а отец его колдунство всякое «терпеть ненавидел» и приказал ему прекратить. Сын отказался, и тогда в Хадаланд с карательной экспедицией выплыл любимый отпрыск конунга Эйрик, который взял да и сжег брата «в его доме и с ним восемьдесят колдунов». Гудрёд Блеск утонул во время шторма на пути в Рогаланд. Бьёрн Мореход в Вестфольде поспорил с Эйриком насчет того, кто должен отвозить дани и подати конунгу — он сам, или «любимый брат». Так что в итоге Эйрик с дружиной напал на него и убил в бою. Такое поведение «отцова любимчика» обозлило остальных братьев, и Хальвдан Черный напал на него в Мёре, окружив дом — но не тот, а соседний, и «братеГ» ушел.

Курган Бьёрна - предполагаемая могила Морехода
Курган Бьёрна - предполагаемая могила Морехода

Харальд сильно разозлился на Черного и даже хотел с ним биться, но в итоге скальду (сочинителю стихов — уважаемому человеку в древнем скандинавском обществе) Гутхорму Синдри удалось их помирить. «Харальду конунгу было теперь уже восемьдесят лет. Он стал тяжел на подъем. Ему стало трудно ездить по стране и править ей. И вот он возвел Эйрика, своего сына, на свой престол и передал ему власть над всей страной [в 930 году]… Харальд конунг прожил три года, после того как он сделал Эйрика единовластным правителем страны… Харальд конунг умер от болезни в Рогаланде [в 933 году]». Конунгов норвегов единолично стал его сын Эйрик I Кровавая Секира. Однако не все его братья признали сие — «Эйрик конунг взял все подати, которые полагались конунгу в середине страны, а Олав [Гейрстадальф] — подати в Вике, а Сигрёд, их брат, — все подати в Трёндалёге». Для разрешения оного «троевластия» в 934 году случилась битва у Тунсберга, в которой Олав и Сигрёд были убиты.

«Эйрик был человек статный и красивый, могучий и очень отважный воинственный и привыкший одерживать победу, необузданный, жестокий, неприветливый и неразговорчивый. Гуннхильд, жена его, была женщина красивейшая, умная и сведущая в колдовстве. Она была сладкоречива, но очень коварна и жестока. Детьми Эйрика и Гуннхильд были Гамли, он был старшим, Гутхорм, Харальд, Рагнфрёд, Рагнхильд, Эрлинг, Гудрёд, Сигурд Слюна. Все дети Эйрика были красивыми и многообещающими». Его слишком суровое правление было без энтузиазма встречено ярлами, хёрсирами и бондами. Посему они сделали ставку на последнего сына Харальда I — «поскребыша» Хакона, рожденного Торой Жердинкой, когда отцу было уже лет 70. (Что сталось со всеми темы многочисленными сыновьями, о гибели которых саги не написали — великое ХЗ, либо тоже поумирали, либо не имели никаких амбиций). Его конунг в свое время отправил в Англию, ко двору короля Этельстана, где Хакон и рос (история вельми романтическая, подробности см. у Стурлусона — Этельстан попытался обманом, прислав меч «в подарок», сделать Харальда I своим вассалом, а тот в отместку обманом же заставил англа признать «сына рабыни» своим воспитанником).

Монета короля Этельстана
Монета короля Этельстана

Англы дали юному «поскребышу» корабли и войско, с которым он высадился в Трандхейме уже после гибели братьев и провозгласил себя конунгом Хаконом I Добрым. Затем он перебрался в Упплёнд, где также был встречен с энтуазизмом и набрал много сторонников. К 15-летнему дяде присоединились племянники Гудрёд, сын Бьёрна Морехода, и Трюггви, сын Олава Гейрстадальфа — «Хакон конунг дал Трюггви и Гудрёду сан конунга и те владения, которыми Харальд конунг наделил их отцов. Он дал Трюггви Вингульмёрк и Ранрики, а Гудрёду — Вестфольд». Затем на сторону Доброго перешли жители Вика. В общем, Эйрик I не смог даже собрать войско, чтобы забиться с братом, и сбежал сперва на Оркнейские острова, а затем в Англию, где грабил и жег, пока Этельстан не предложил ему, ежли тот себя похрестит, Нортумбрию, королем которой новоиспеченный христьянин и стал в 942 году. У Кровавой Секиры была дальше еще бурная биография, но к Норвегии он уже особого касательства не имел…

Конунг Хакон, получивший еще один ник — Воспитанник Адальстейна, подчинил себе всю Норвегию и предпочитал тусить в центральных фюльках, ибо не знал, естественно, точного места, где Эйрик и его сыновья могли бы вторгнуться. В Трандхейме он поставил ярлом Сигурда из Хладира. Когда же в 954 году пришла весть о гибели Кровавой Секиры в Англии в сражении с аборигенами, Добрый решил, что пора расправить крылья, и напал на данов, грабивших Вик, а потом, гонясь за ними, высадился в Ютландии, где побил туземцев в большой битве. Затем у берегов Зеландии он с двумя кораблями побил 11 посудин местных викингов. «После этого Хакон конунг прошел по всему Селунду, грабил народ, одних убивал, других брал в плен, с некоторых брал большие выкупы. Он не встречал никакого сопротивления... Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов. Он проплыл на восток вдоль Гаутланда и разорял там страну и взял с нее большой выкуп… Осенью Хакон конунг вернулся со своим войском, взяв огромную добычу».

-3

Конунг оставил племянника Трюггви править в Вике. Именно там тот встретился с ратями конунга данов Харальда I Синезубого и сыновей Эйрика Кровавой Секиры, которые вкупе с матерью Гуннхильд притекли в Данию и обещали много профитов и плюшек в обмен на помощь в отвоевании Норега. «Сыновья Эйрика стали ходить в походы на север в Вик и разоряли страну там. А Трюггви конунг собирал войско и шел навстречу им. Произошло много битв, и победа доставалась то одной, то другой стороне. Сыновья Эйрика подчас совершали набеги на Вик, а Трюггви — на Халланд и Сьяланд». Сам же Хакон Добрый «был конунгом в Норвегии, мир царил между бондами и купцами, так что ничто не угрожало жизни или имуществу тех и других. Годы были урожайные и доходные и на суше и на море. Хакон конунг был человек очень жизнерадостный, красноречивый и простой в обращении. Он был также очень умен и уделял большое внимание установлению законов».

(Продолжение следОВАет)