Всем привет. Однажды к нам в студию поступил заказ на рестайлинг логотипа, да и вообще фирменного стиля парка «Северное Тушино». Проект обещал быть очень насыщенным и весьма интересным.
На территории парка, расположен Музей истории Военно-морского флота России с интересными объектами. Объектов много, но меня заинтересовал экраноплан «Орлёнок».
Пользуясь положением будущего арт-директора проекта, я напросился на частную экскурсию внутрь экраноплана. Сказать, что внутри круто, это ничего не сказать.
Как по моему, так только гений мог придумать и рассчитать такой сложный боевой аппарат, как экраноплан (экранолёт) «Орлёнок». Больше всего меня интересовали интерфейсы, и приборные доски за которыми работал экипаж этой удивительной машины.
Кабина экипажа находится на верхней палубе и чтобы туда попасть, нужно протиснуться сквозь узкий лаз и по небольшой лесенке подняться на второй этаж.
Кабина пилотов. Компоновка приборных досок классическая для того времени.
Справа рабочее место Капитана, слева рабочее место Второго пилота. Большинство приборов дублируют друг друга.
Мало того, такое расположение чётко регулировалось документом, который именуется ГОСТ 19186-81. Доски приборные кабин самолетов с двумя летчиками. Требования к компоновке и установке приборных досок летчиков.
В этом документе с точностью указанно, какой прибор, или индикатор и на каком месте должен быть установлен.
Даже наклон приборной и тот имеет точные параметры. Например, расстояние от глаз летчика, находящегося в нормальном рабочем положении, до лицевых частей приборов, расположенных на его приборной доске, не должно превышать 800—900 мм. А угол наклона приборной доски летчиков должна быть наклонена от вертикали на угол не менее 15 по полету. ГОСТ 19186-81. Станица 12.
Даже параметры размещения круглых индикаторов контроля двигателей имеют свою логику расположения. Для примера. На летательных аппаратах с отдельным местом бортинженера, а в «Орлёнке» оно отдельно, эта группа индикаторов должна быть размещена отдельно и таким образом, чтобы, чтобы их показания могли контролировать оба летчика. ГОСТ 19186-81. Станица 8.
В общем всё это конечно интересно, но почему кабина бирюзового цвета, ответов в технической документации я не нашёл. (ГОСТ 19186-81 "Доски приборные кабин самолетов с двумя летчиками" ОСТ 102545-85 "Кабины экипажа самолетов и вертолетов. Требования к цвету покрытия внутренних поверхностей". ОСТ 100415-81 "Освещение внутреннее самолетов и вертолетов. Общие требования".)
На мой взгляд есть несколько причин. Но, изначально нужно понимать, что большинство военных разработок в СССР были засекречены, да и отыскать регламентирующие акты и рекомендации сложно. Ведь все эти стандарты устанавливал Институт авиационной медицины Минобороны СССР. Сейчас эта структура называется: Научно-исследовательский Испытательный Центр Авиационной, Космической Медицины И Военной Эргономики Министерства Обороны РФ.
Причина первая.
Бирюзовый цвет успокаивает и не является агрессивным для восприятия человеком.
В книге «Цветовое оформление на железнодорожном транспорте» (Соснова Т.Л., Фрид Ю.В., Соколова Е.Г. - Москва: Транспорт, 1984) в главе 5. Психофизиологические основы цветового оформления есть чёткое определения влияния цвета на человеческую психику.
Иными словами, бирюзовый цвет наиболее подходит для оформления панелей приборов. Да и чёрные приборы на этом фоне выглядят наиболее контрастно, сбалансировано и не раздражающе.
Простой пример на примере логотипа канала «Промышленного туриста».
Причина вторая.
Бирюзовый цвет наиболее подходит для контраста и красной индикацией. Есть такой документ: ОСТ 1 00415-2000, это новая редакция (ОСТ 100415-81). В пункте 3.8 написано, что красный свет (цвет) должен иметь доминирующую длину волны в диапазоне от 610 до 630 нм. Длинная волны сине-зелёного цвета 480-510 нм.
Получается, что окраска кабин в бирюзовой (и его производные) цвет оптимальна для большинства рабочих ситуаций. Конечно есть цвета, на которых красный выглядит еще более контрастно (см. пример с логотипом выше), например сине-фиолетовый, его длина волны 390-440, но представьте себе кабину выкрашенную в такой цвет.
Такая вот история.