Найти тему
golovach

Почему приборные доски самолётов в СССР красили в бирюзовый цвет, а приборы в чёрный

Оглавление

Всем привет. Однажды к нам в студию поступил заказ на рестайлинг логотипа, да и вообще фирменного стиля парка «Северное Тушино». Проект обещал быть очень насыщенным и весьма интересным.

На территории парка, расположен Музей истории Военно-морского флота России с интересными объектами. Объектов много, но меня заинтересовал экраноплан «Орлёнок».

Пользуясь положением будущего арт-директора проекта, я напросился на частную экскурсию внутрь экраноплана. Сказать, что внутри круто, это ничего не сказать.

-2

Как по моему, так только гений мог придумать и рассчитать такой сложный боевой аппарат, как экраноплан (экранолёт) «Орлёнок». Больше всего меня интересовали интерфейсы, и приборные доски за которыми работал экипаж этой удивительной машины.

Кабина экипажа находится на верхней палубе и чтобы туда попасть, нужно протиснуться сквозь узкий лаз и по небольшой лесенке подняться на второй этаж.

-3

Кабина пилотов. Компоновка приборных досок классическая для того времени.

-4

Справа рабочее место Капитана, слева рабочее место Второго пилота. Большинство приборов дублируют друг друга.

Мало того, такое расположение чётко регулировалось документом, который именуется ГОСТ 19186-81. Доски приборные кабин самолетов с двумя летчиками. Требования к компоновке и установке приборных досок летчиков.

В этом документе с точностью указанно, какой прибор, или индикатор и на каком месте должен быть установлен.

Даже наклон приборной и тот имеет точные параметры. Например, расстояние от глаз летчика, находящегося в нормальном рабочем положении, до лицевых частей приборов, расположенных на его приборной доске, не должно превышать 800—900 мм. А угол наклона приборной доски летчиков должна быть наклонена от вертикали на угол не менее 15 по полету. ГОСТ 19186-81. Станица 12.

-7

Даже параметры размещения круглых индикаторов контроля двигателей имеют свою логику расположения. Для примера. На летательных аппаратах с отдельным местом бортинженера, а в «Орлёнке» оно отдельно, эта группа индикаторов должна быть размещена отдельно и таким образом, чтобы, чтобы их показания могли контролировать оба летчика. ГОСТ 19186-81. Станица 8.

-8

В общем всё это конечно интересно, но почему кабина бирюзового цвета, ответов в технической документации я не нашёл. (ГОСТ 19186-81 "Доски приборные кабин самолетов с двумя летчиками" ОСТ 102545-85 "Кабины экипажа самолетов и вертолетов. Требования к цвету покрытия внутренних поверхностей". ОСТ 100415-81 "Освещение внутреннее самолетов и вертолетов. Общие требования".)

На мой взгляд есть несколько причин. Но, изначально нужно понимать, что большинство военных разработок в СССР были засекречены, да и отыскать регламентирующие акты и рекомендации сложно. Ведь все эти стандарты устанавливал Институт авиационной медицины Минобороны СССР. Сейчас эта структура называется: Научно-исследовательский Испытательный Центр Авиационной, Космической Медицины И Военной Эргономики Министерства Обороны РФ.

Причина первая.

Бирюзовый цвет успокаивает и не является агрессивным для восприятия человеком.

В книге «Цветовое оформление на железнодорожном транспорте» (Соснова Т.Л., Фрид Ю.В., Соколова Е.Г. - Москва: Транспорт, 1984) в главе 5. Психофизиологические основы цветового оформления есть чёткое определения влияния цвета на человеческую психику.

Иными словами, бирюзовый цвет наиболее подходит для оформления панелей приборов. Да и чёрные приборы на этом фоне выглядят наиболее контрастно, сбалансировано и не раздражающе.

Простой пример на примере логотипа канала «Промышленного туриста».

-11

Причина вторая.

Бирюзовый цвет наиболее подходит для контраста и красной индикацией. Есть такой документ: ОСТ 1 00415-2000, это новая редакция (ОСТ 100415-81). В пункте 3.8 написано, что красный свет (цвет) должен иметь доминирующую длину волны в диапазоне от 610 до 630 нм. Длинная волны сине-зелёного цвета 480-510 нм.

Получается, что окраска кабин в бирюзовой (и его производные) цвет оптимальна для большинства рабочих ситуаций. Конечно есть цвета, на которых красный выглядит еще более контрастно (см. пример с логотипом выше), например сине-фиолетовый, его длина волны 390-440, но представьте себе кабину выкрашенную в такой цвет.

Такая вот история.