Найти тему

Город начинался с вокзала

Пожалуй, наиболее употребляемое слово в «Правде Севера» начала 50-х годов — «строится». Едва ли не в каждом номере газетные заметки сообщали о строительстве жилых домов, детсадов, магазинов, мастерских... 4 августа 1950 г. была опубликована заметка «Строится новый вокзал». После непременного для того времени вступления о том, что «наш молодой северный город растет и благоустраивается», сообщалось: «В будущем центре города сейчас строители третьей конторы работают на сооружении нового вокзала. Бригадами каменщиков тов. Киричук и Петрань возводятся стены. Кладка уже доведена до перекрытия крыши. С городской стороны вокзала начата отделка фасада. К концу года жители города получат новый благоустроенный вокзал».

Даже при невероятных объемах и темпах строительства тех лет событие это было не рядовое. По существу, с вокзала начинался город. Хотя несколько капитальных зданий к тому времени уже построили, на будущей улице Мира еще шумели сосны, генеральный план только начинал осуществляться. Прорабом в третьей стройконторе и именно на этом объекте работал Семен Гельфман, ныне Почетный гражданин города, а тогда начинающий свою карьеру выпускник строительного техникума. В те времена должность эта означала, что ведет он объект от начала и до конца и целиком за него отвечает. В памяти его сохранились даже маленькие детали, и конечно, имена тех, кто был для него не просто подчиненными, а единомышленниками и соратниками. Эти люди должны остаться в истории нашего города. Предоставим слово Семену Яковлевичу Гельфману:

Проект на строительство вокзала мы получили от СУБРа в конце 49-го года. Поезда в то время уже ходили, но здесь они даже не останавливались, а следовали дальше до станции «Красная шапочка» и шахты «1-я капитальная». Место для строительства вокзала по генпроекту определили еще раньше, отсюда должна была начинаться улица Мира.

-2

Я хорошо знал архитектора, по чьему проекту сооружался вокзал. Фамилия его была Фишзон, жил он в Свердловске и несколько раз приезжал в Североуральск. Мы обсуждали детали. Я пытался согласовать с ним сооружение второго этажа для гостиницы, но он на это не пошел, сказал, что строить со шпилем сегодня модно и проект менять нельзя.

Вокзал строили вольные люди. До этого на стройках работали политзаключенные, осужденные по 58-й статье — измена Родине. Площадки огораживались высоким забором, и каждый день их туда приводили. Я имел доступ в зону, так как работал там, и видел, как они трудились — все делали будто для себя.

А на строительство вокзала набирали вольных. Искали каменщиков. Бригадиром каменщиков стал один из первых строителей города Михаил Иванович Петрань. Его бригада возвела стены, дошла и до шпиля. Уже потом, когда стройка закончилась, на обратной стороне звезды, водруженной на шпиль, мы написали свои имена, их там не меньше двадцати....

Большое начальство в наши дела не вмешивалось. Прораб давал заявки — и назавтра присылали без задержки материалы, какие надо, и бригады, какие мы просили. Работали в две смены: с 8 утра до 5 вечера и с 5 до 12 ночи, даже зимой. Стены возвели летом, а крыли крышу и устанавливали шпиль зимой. Дату строительства (1951 г.) закрепили по теплу. На стену нанесли раствор и вырезали цифры. Конечно, в проекте этого, как и слова «Североуральск» на противоположной стороне вокзала, не было, но нам хотелось, чтобы потомки знали, когда это происходило. Сейчас мне кажется, что простые рабочие в то время были людьми творческими. Мало кто помнит сегодня имя Николая Михайловича Гагули. Бывший политзаключенный, он, освободившись, остался в городе. Штукатур-отделочник высшей квалификации, волевой, крепкий человек. Ему в подчинение дали бригаду 16-летних пацанов, только что закончивших школу ФЗО. Это были дети войны, их привезли сюда из одной местности, кажется, из Брянска. Они вместе учились и вместе начали работать: Николай Михайлович был для них и учителем, и воспитателем. За его бригадой не числилось ни одного случая брака, как-то весело у них все получалось. Позднее Гагуля уехал, а бригаду принял молодой Петр Листратов, будущий Почетный гражданин города, пришедший на стройку с тем же выпуском.

Еще работала на этом объекте бригада разнорабочих из Белоруссии, приехавшая по вербовке, возглавлял ее Зубов. Бригадой маляров руководил Яков Юрьевич Дядюра. Хорошими каменщиками были Ульян Маркович Киричук, Алексей Иванович Пырялин. Среди штукатуров выделялся Владимир Савельев. Работали все — будто и не за деньги. Мы такие были, и они — как заведенные. Вопросов трудовой дисциплины просто не существовало, всем хотелось сделать лучше, красивее. Время что ли такое было... Ведь и зарплата небольшая, а люди все отдавали работе. На строительстве вокзала мы опробовали первые поступившие в город растворо-насосы. С великой радостью выбросили носилки и качали раствор вверх на леса. Это в 50-е годы! А общались тогда рабочие и руководители на равных. Я, например, не раз бывал в семье того же Гагули.

В 51-м году вокзал построили, но не ввели. Достраивали платформу, долго рядились, кому будет принадлежать участок дороги от Боксит до города. Открытие вокзала состоялось 2 августа 1952 года. Это был настоящий праздник. Собрался народ, пришли строители и руководители города. После митинга все уехали на Бокситы, где праздник продолжался.

-3

«Правда Севера» посвятила этому событию всего несколько строк. В номере за 5 августа 1952 г. она сообщала: «День сталинского железнодорожника в нашем городе совпал с другим торжеством — открытием нового пассажирского вокзала. В районе нового вокзала в этот день собрались сотни горожан. Всем хотелось быть свидетелем того, как пройдет первый пассажирский поезд. Его встречали с песнями, музыкой».

С тех пор наш работяга-вокзал принял и обогрел своим теплом десятки тысяч пассажиров. Но от последующих событий остались у строителей недоумение и горечь. Когда участок за железнодорожными путями стали застраивать гаражами и свинарниками, чего только не предпринимал С.Гельфман, чтобы не допустить этого! Написал три письма руководителям горисполкома, ходил на прием, предлагал устроить вдоль перрона скверик и оградить площадку, чтобы лицо города было светлым и чистым, не обезображенным мрачными бетонными сооружениями. Но произошло то, что произошло, и об этом до сих пор болит у старого строителя душа, всю жизнь тянувшаяся к красоте. И это не просто фраза. Невероятно, но большей части тех деталей, что украшают постройки 50-х годов снаружи и изнутри, придавая им индивидуальность, в проектах не было! Не значились там лепные карнизы в домах по ул. Молодежной и Мира, потолочные розетки и прочие лепные украшения в универмаге, в кинотеатре «Север», ДК «Строитель» и десятках других зданий. Приехал как-то С.Гельфман в Ивдель, зашел в кинотеатр, по проекту точно такой же, как наш. Все то же, а помещение как будто неживое. В нашем «Севере» они специально навешивали доски, чтобы сделать кесонные углубления на потолках, и где только можно, крепили лепнину. Сейчас даже не верится, но они сами «подрисовывали» проекты, и им, представьте, выделяли на эти «художества» деньги! Поначалу лепнину изготовляли кустарно и не очень умело. Но уже в середине 50-х в городе создали художественную мастерскую, где дело было поставлено на широкую ногу. Теперь они даже согласовывать к начальству не ходили, сами придумывали и тут же осуществляли. Мастерская располагалась в старом домишке на том месте, где сегодня возвышается универсам, а творил там настоящий художник, Геннадий Сорокин. В Североуральск судьба забросила его из Ленинграда, где он работал реставратором. В нашем городе этот человек наладил уникальное производство. Он изготовил формы, причем узоры будущих украшений придумывали все вместе, даже рабочие. Готовые фигуры привозили на место и укрепляли раствором там, где им положено было быть. Да так укрепляли, что до сих пор держится. Семен Яковлевич рассказывает, что за многие годы однажды повезло городу архитектором. Даже не городу, а СУБРу, но работал субровский архитектор Ион Ионович Медведев на город и оставил о себе добрую память, направляя и во всем поддерживая творцов из рабочей среды. Многие узоры для лепнины подсказал он. Так что, североуральцы, живущие в домах постройки 50-х, знайте, кто создавал для вас красоту, и не по обязанности, а по душе. Делали это увлеченные люди — Гельфман и его команда.

Случались в их практике и курьезы. Когда строили 12-ю школу (бывшую одиннадцатую), возникла мысль укрепить на фронтоне ленинское изречение: «Учиться, учиться и учиться». Слова налепили, а запятую, заранее отлитую, забыли на земле и обнаружили ее, когда уже убрали строительные леса...

Творчество в строительстве продолжалось до середины 60-х годов. Однажды все это назвали излишествами, а в городе вместо светлых и просторных четырехэтажек стали расти типовые коробки. И никто уже не помышлял о лепных карнизах... Все одинаково серо. Но Семену Яковлевичу есть где отогреть душу. Зайдет в универмаг — взгляд невольно поднимается кверху, где на высоких потолках радует глаз великолепная лепнина, зайдет в 12-ю школу, где учится его внучка Дашенька, — рассматривает плиточные полы, которые в 60-е годы они начинали осваивать. (Специально обследовал — ни одна плитка за четыре десятилетия не выкрошилась!). Приедет в «Серебряный меридиан», где, кстати, его сноха лечит отдыхающих, — там тоже самые тонкие работы выполняло управление «Отделстрой», которое он возглавлял 14 лет. Ну, а домой вернется — тоже может те времена вспоминать, поскольку дом этот, где семья живет уже 47 лет, «вел» в качестве прораба он сам.

Такие вот времена были, такая биография. А напоследок не могу не выполнить просьбу Семена Яковлевича. Он просил обязательно назвать имена строителей, каждый из которых был в своем деле мастером высшего класса и чей вклад в строительство города еще до конца не оценен. Дания Городецкая — первая женщина-бригадир штукатуров, строитель от Бога. Бригаду приняла у Петра Карповича Листратова, когда его перевели мастером. Приехала в город из Казани в комсомольско-молодежном поезде. Вела фасады домов на площади Мира. Отличалась аккуратностью, знанием дела, хорошим вкусом, была прекрасным организатором. Носит звание «Заслуженный строитель РСФСР».

Александра Филипповна Чукавина — тоже бригадир штукатуров, они первыми осваивали облицовку мозаичной плиткой.

Иван Михайлович Стребков — бригадир монтажников. Николай Григорьевич Агапкин — бригадир кровельщиков. Все они оставили в истории города свое светлое имя, и каждый заслуживает отдельного рассказа. Великая им за все благодарность. А кого не назвали — простите великодушно. Напишите нам сами или позвоните, расскажите о себе и о товарищах, подаривших многим поколениям наш прекрасный город.

Зоя Белошедова, Наше слово №21 (8433) от 18 февраля 2000 год