Александр Блок — один из самых знаковых поэтов Северной столицы. Творить он начинал в духе символизма, а его лирика по своей “стихийности” очень близка музыке. Для творчества Блока в целом характерно парадоксальное сочетание мистического и бытового, поэт всегда был чувствителен к звукам города и повседневным впечатлениям, окутывая в своих стихах обычные явления лёгким налётом мистики.
7 августа 2021 года исполнится сто лет со дня смерти поэта. В честь этого события мы решили вспомнить его самое цитируемую стихотворение и рассказать, где же всё-таки находится та самая легендарная аптека.
Что предшествовало написанию стихотворения
Как известно из дневников Блока, накануне написания стихотворения он посещал выставку, после которой должен был встретиться с матерью. Однако встречу пришлось перенести и поэт отправился бродить по улицам Северной столицы.
В то время у него не ладились отношения с супругой, что сильно сказалось на душевном состоянии Блока. Он надеялся, что небольшой променад позволит ему развеяться, но не тут-то было. Возле Мойки поэт заприметил матроса, который намеревался покончить с собой, как выяснилось позже, из-за несчастной любви. Блок спас несчастного и отвёл в ближайшую аптеку, которая располагалась по адресу №27 по Офицерской улице (ныне улица Декабристов), прямо напротив Мариинского театра. И именно она первый и самый главный претендент на звание “той самой”, по версии профессора Медицинской академии им. И.М. Сеченова В. Карташова.
Впрочем с этим согласны не все эксперты. С одной стороны, рядом с ней действительно видна “ледяная рябь канала”, но не очень хорошо. Да и место слишком людное, чтобы настроить на атмосферу одиночества, которая сквозит через всё стихотворение.
Версия Корнея Чуковского
А вот Корней Чуковский считал, что аптека находится на этой улице, но в совершенно другом доме — № 51. Правда, никакой “ряби канала” там нет. И потому приверженцев версии Чуковского очень мало. Впрочем, эксперты полагают, что эту аптеку Блок тоже увековечил, но в другом произведении из цикла “Пляски смерти”: “Пустая улица. Один огонь в окне”. Сейчас там аптеки нет.
А если она на другой улице?
А вот академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв задался весьма логичным вопросом: а почему все так привязались именно к Офицерской улице? Ведь действительно, не мог же Блок гулять исключительно рядом с домом. Академик предположил, что “та самая аптека” находилась на Петроградской стороне в доме № 44 на улице Большая Зеленина. Расположенная на мрачной узкой улице в народе она называлась “учреждением самоубийц”. Мрачно и колоритно, всё как любил Блок. Но есть нюанс, даже два: не хватает каналов и фонарей. Сейчас в этом здании аптеки тоже нет.