Один из лучших технических музеев России. Заметки, зарисовки и впечатления.
Понятное дело, что на вкус и на цвет фломастеры разные. Кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик. Для кого-то петербургский Музей железных дорог может показаться слишком «немузейным». А для кого-то вовсе «ну, музей, ну, паровозы».
Вот вроде это технический музей, более сотни немаленьких экспонатов – паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и прочего – но почти без привычных унылых витрин и стендов. Без копий фотографий и документов, без мелких моделек и непонятных «железячек» под стеклом. (Точнее, они тоже есть, но поданы весьма оригинально и по делу).
Музей очень стильно оформлен. Красиво и удачно. Не слишком модерново, не слишком интерактивно, не слишком вычурно. Именно, что стильно. Поэтому слово «арт-объект» к музею вполне можно применить. Но без малейшей нотки негатива или иронии. (Всё это на мой личный взгляд, конечно же). И иллюстрации я постарался подобрать соответствующие. Не про прекрасные экспонаты, которых в музее масса, а про оформление. Глядя на них, не стоит думать, что музей весь уставлен скульптурами и сценками. Нет, совсем нет. В музее главное - экспонаты. Но - поданые стильно.
Музей существует уже давно – первоначально это был Музей Октябрьской железной дороги, созданный в 1978 году. Но в нынешнем виде и на нынешнем месте он относительно недавно. После нескольких реорганизаций и переездов, музей переместился к Балтийскому вокзалу. Где разместился в двух корпусах (и открытой площадке, естественно). Первым корпусом стало здание бывшего локомотивного депо Петергофской железной дороги (здание постройки середины XIX века). Вторым – свежепостроенное здание, формой повторяющее депо, но размерами значительно его превосходящее.
На нынешнем месте музей открылся 30 октября 2017 года, так что состояние «ремонта и отделки» сейчас свеженькое, практически ничего посетители ещё не успели сломать, практически ничего ещё не осыпалось само по себе. Плюс планировка, что для технических музеев встречается нечасто, позволяет не только бродить между локомотивами и вагонами снизу, но и смотреть на них сверху – с площадок и переходов. Кроме экспонатов в корпусах, имеется и здоровенная открытая площадка с экспонатами. Особую прелесть которой придаёт соседство с действующим Балтийским вокзалом - все эти звуки, объявления и лязг прекрасно слышно. Ну а «запах действующей железной дороги» не вытравишь вообще ничем. (Кстати, из окон поездов, что курсируют с этого вокзала, открытую площадку музея очень даже хорошо видно. Это хорошо, это вдохновляет).
Ну а теперь к оформлению музея. На мой взгляд, тут отлично выдержан баланс между интересной самой по себе экспонатной частью, и её подачей простой публике. Да, техногики могут возмутиться оформлением, они хотели бы только «металл и копоть», просто экспонаты в ряд, а тут «прилизано и гламурненько». Но основная масса посетителей в тонкостях всё равно не разбирается. Нам, простым людям, просто поглазеть бы на интересные экспонаты, локомотивы всякие, вагоны там, платформы. А их, интересных экспонатов, тут хватает. И подано всё, как я уже сказал, вполне удачно. (Разве что темновато, фотографировать непросто).
И подано стильно. Не кое-как подновлённая да подмарафеченная советская музейная классика. Не бестолковый навороченный современный интерактивный модерн. Нет, чувствуется стиль. Кирпич и сталь, стекло и бетон. Интерактивности, сенсорных экранов и прочего «модерна» ровно столько, сколько нужно, не больше. Как и стендов с витринами (и они оформлены классно). Главное – удачно поданные, тематически расставленные экспонаты.
Можно ходить вокруг (или сверху) экспонатов и смотреть. Можно читать пояснительные надписи на здоровенных экранах. Даже фотографировать можно, правда в помещениях для этого действительно темновато. (Это вот действительно минус). А можно делать это всё сразу.
Мне могут возразить, что «стиль» для «серьёзного заведения» это далеко не главное.
Что же, могу вас отослать к московскому ЦМВС – Центральному музею Вооружённых сил. Он сейчас как раз из «немного подновлённых советских» технических музеев. Но, хотя и имеет прекрасную коллекцию экспонатов, впечатления на «незаинтересованного обывателя» не производит совершенно. Потому что подано всё кое-как. (Плюс, не могу не вспомнить своё расследование о судьбе и происхождении «последнего бронепоезда», чьи элементы экспонируются как раз в ЦМВС. Если сотрудники музея в вопросе разбираются хуже, чем какой-то мимокрокодил типа меня… Что тут говорить о самом музее).
Другое дело – петербургский Музей железных дорог. Он не претендует на звание «самого-самого» и «самого главного». Не является он и «вообще самым лучшим».
Но, на мой взгляд, там реализован очень удачный подход к техническому музею. С одной стороны, посетителям (простым, а их гораздо больше, чем спецов) не скучно, с другой – музей не превратился ни в развлекательную площадку, ни в цирк. Баланс между «суровым железом для гиков» и его «гламурной подачей для паксов» вполне выдержан. Баланс между «классикой» и «модерном» тоже выдержан. Ну и стиль, чёрт побери.
Хороший музей, всем рекомендую для посещения.
Француз на русской службе - железнодорожная "иномарка" в СССР
Танк-паровоз. Всё своё ношу с собой
Когда вагон - сам себе локомотив
Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?
Дама сдавала в багаж... А куда она его сдавала?
Устройство колёсной пары - один из музейных «интерактивных демонстраторов»