Не всегда понятно, в какой спорт лучше отдавать ребёнка. Это проще, когда в семье кто-то уже занимается, привлекая внимание ребенка к своему хобби. Или когда ребенок увидел, как занимаются другие и попросил записать его в эту секцию. Но чаще всего инициатива идет от родителя. Поэтому попробуем в этой статье для родителей разобрать по полочкам: какие виды спорта рекомендуются, как оценивать результат занятий, на что ориентироваться, делая выбор.
В какой спорт отдать ребёнка: профессиональный или обычный?
Необязательно это решать до того, как попробовали заниматься разным спортом. Спортивную карьеру для ребенка чаще выбирают родители, которые мечтали пройти такой путь, либо как-то связаны с каким-то видом спорта. Вам необязательно сразу идти в спортивную школу и готовиться к Олимпиаде.
Откиньте заблуждение, что в профессиональный спорт надо отдавать детей как можно раньше. На самом деле выигрышной «стратегией» будет - отдать ребёнка на занятия, где тело получит всестороннее развитие (плавание, развивающая гимнастика, лыжи, каратэ)
Если идея профессионального спорта пока не отзывается в вашем сердце (вы не нацелены на то, чтобы у ребёнка было звание, регулярные соревнования), выбирайте доступный спорт. Где не отбирают детей по природным данным.
До профессионального спорта, где отрабатываются узко направленные навыки, рекомендуется всесторонне развивать ребёнка. Выбирайте спорт, который положительно влияет на общую физическую подготовку, координацию, ловкость, быстроту реакции и гибкость. Пусть ребенок учится лучше владеть телом. Это полезно для развития и пригодится, если вы хотите перейти в профессиональный спорт в будущем.
Можно ли выбирать спорт, ориентируясь на характер и темперамент ребёнка?
Чаще всего родитель видит в своём ребенке конкретные способности и хочет, чтобы он развивал их. Можно выбирать спорт, отталкиваясь от этого. Так действуют, выбирая спортивную карьеру: врожденные свойства позволят быстрее одерживать верх над соперниками. А значит, «активного» ребенка, любящего мяч, надо отдать на футбол, высокого в баскетбол и т.д.
Но есть ещё один путь - путь наибольшего сопротивления, где спорт выбирается для прокачки слабых скиллов ребенка. Активного, общительного, беспокойного ребенка можно заинтересовать одиночным видом спорта, который потребует от него умений саморегуляции - гимнастика, фигурное катание. Робкого, застенчивого и необщительного ребенка - в командный спорт.
Если ребёнок полюбит выбранный спорт, а не будет им наказан «ради твоего блага», то это поможет развить качества, которыми, на ваш взгляд, сын или дочь пока владеет неуверенно.
В каком спорте больше пользы для ребёнка.
Конечно, спорт должен приносить удовольствие. Если ребенка заставляют заниматься, развития личности не произойдёт. Вы получите крепкого, гибкого спортсмена, умеющего подчиняться. А если говорить о пользе для развития тела ребёнка, то важно видеть картину здоровья конкретного ребёнка.
Мы не можем разбирать никакие диагнозы, но основываясь на исследованиях, рекомендуем обратить внимание на классификацию видов спорта по характеру влияния на опорно-двигательный аппарат. В каждом спорте есть свой характер нагрузки: симметричная нагрузка, асимметричная, смешанная.
- Симметричная нагрузка возможна там, где во время тренировок работают правая и левая половины тела ребёнка. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку (например: конькобежный спорт, лыжи, плавание, развивающая гимнастика, беговел)
- Асимметричная - там, где одна половина тела испытывает нагрузку значительно в большей степени, чем другая (например: теннис, сноуборд, стрельба из лука, фигурное катание, фехтование, бокс и другие)
- Смешанная - когда при занятиях происходит частая смена спортивной рабочей позы, обе половины тела ребёнка испытывают постоянно и часто меняющиеся симметричные и асимметричные нагрузки (например: борьба, водное поло, волейбол)
При нарушении осанки и сколиозе 1 степени детям не рекомендуются асимметричные и даже смешанные виды спорта.
Как оценить, что есть результат от тренировок?
Даже если родители водят ребёнка на занятия просто так, для удовольствия или чтобы направить активность ребёнка в правильное русло, важно, чтобы был измеримый результат.
Увидеть толк от занятий может только внимательный родитель. Не потому, что надо сильно вглядываться в навыки ребёнка: может лечь в складочку, сесть на шпагат, сколько проплыл, как много сделал. Результаты не только про то, что можно подсчитать. Они ещё и про качественные изменения.
Изучите своего ребёнка, спросите тренера, что получается, не получается, с какими проблемами сталкивается ребенок на тренировке. Это и оценивайте спустя время: есть ли прогресс в сравнении с тем, что было. Если кажется, что «должно быть побыстрее», «как-то не впечатляет результат», то лучше откажитесь от построенных родительских ожиданий. Не перекладывайте на ребёнка «не способный» или на тренера «не научил». Разделите переживания и вместе подумайте, что улучшить в тренировках с ребёнком, что у него обозначился новый вектор развития.