Магия ценников всегда удивляет и не сравнится с уличными фокусниками, или известными иллюзионистами. Такая магия сильнее и могущественнее, судя по всему, разрешена вне Хогвартса* и используется в местных магазинах, торговых центрах, бутиках, а иногда даже в кафе и ресторанах. Разберемся, что такое ценник, почему он обладает какой-то силой и с чем его едят. Ценник — этикетка, прейскурант, лицо, справочник, прайс, наклейка. Так расшифровывает значение этого слова — словарь русских синонимов. Но это далеко не вся информация о загадочном ценнике. Прежде всего, это не просто бумажка с иероглифами, а целый документ, носящий информацию о продукте. Своего рода паспорт товара, где прописано место рождение и вся необходимая информация.
Sale, распродажи, красные и желтые ценники, плакаты 50% и даже 70%, последний шанс купить, 2 по цене 1 — наши навязчивые друзья в магазинах. С одной стороны, все эти плакаты уже осточертели, но они не перестают привлекать потенциальных клиентов. Как же так получается? Как говорится, скупой платит дважды и, в данной ситуации, ключевую роль играет наша жадность и лень. Популярная фраза в магазинах «Второй товар бесплатно!», где второй товар уже включен в стоимость и по отдельности оба товара стоили бы дешевле, если не полениться, а поискать. Набор привлекает куда больше, да и надпись на нем заманчивая, а времени и сил собирать все по отдельности нет. Красная цена манит и чуть ли не с детства ассоциируется со скидками. Не торопитесь, часто красные ценники на кассе растворяются или товар начинает сдавать обороты.
Есть еще одна интересная игра с цифрами. Все мы читаем слева направо, ну вот собственно поэтому цена 99,99 или 29,98 кажется нам выгодной. Стоит немного призадуматься и округлить эти числа, покупатель сразу получит настоящую цену товара и поймет, что выгодой тут вовсе и не пахнет. Для усиления эффекта первые цифры обычно выделяют жирным шрифтом.
На больших билбордах или рекламных плакатах, цена со скидкой обычно располагается в левом нижнем углу. А все потому, что в нашем мозге эта область восприятия маленьких величин, а для усиления эффекта между цифрами используют интервал поменьше. Психологически покупателю кажется, что стоимость продукта маленькая и выгодная.
Часто в магазинах играют на контрасте цен, повышая стоимость товара одной продукции и ставя рядом ассортимент дешевле того же производителя. Достойная продукция стоит немалых денег и часто именно ценник разделяет нас от конечной покупки, но в одном магазине придумали, как не дать помешать высокой цене для успешного приобретения. Магазин по производству хлебопечей Williams-Sonoma решил поднять цены на новые модели товаров, тем самым ввёл в заблуждения покупателей. Допустим, когда печь стоила $250, из-за высокой цены был маленький спрос, а после повышения цен на новую продукции вдвое — печь старой модели стала казаться выгодной покупкой. Чтобы дорогой товар покупали, надо просто выпускать товар дороже!
Женщины платят дважды
Pink tax или Розовый налог — наценка, которую вводят на женский товар, аналогичный мужскому. Разница лишь в цвете, один и тот же бритвенный станок, но розовый будет стоить дороже, чем синий. Специалисты департамента Нью-Йорка по делам потребителей провели исследование и выяснили, что завышения цен начинается с детских товаров. Например, ролики и велосипед розового цвета может стоить вдвое дороже, чем такой же велосипед мальчишечьей расцветки. А все потому, что женщины считаются лучшими клиентами. Дирк Шульц, директор Института гендерных исследований Кельнского университета, объясняет такое различие тем, что мужчины новичка в сфере ухода и красоты, поэтому бренды завлекают их низкими ценами, а женщины зацикленные на внешности готовы вложить в нее целое состояние.
Не хотите приобрести нашу подарочную карту?
На первый взгляд, выгодное предложение. Расплачиваешься бонусами, экономишь средства и накапливаешь баллы, а на деле бонусные карты — отвлекающий манёвр, чтобы вести в вас в заблуждение, ведь у клиента создаются ощущения, что платит он меньше, а за вертикальной картой не ощущаются реальные расходы.
Аленький цветочек
Но как же заставить покупателей обратить внимание на шампуни и средства для ухода? Зачастую у всех есть любимые средства и один шампунь на месяц, но чтобы Вы не останавливались на одном и разнообразили спа минутки, грамотными авторами придумана легенда о добавлении экзотического цветка, растущего на территориях злого чудовища и сорванного специально для Вас. А вот полезен ли это экстракт для волос и подходит ли он именно Вам, да и действительно ли его рекомендуют стилисты модного французского дома — значения не имеет, главное заинтересовать!
Не попадаться на уловки маркетологов довольно трудно, ведь покупки доставляют нам немало удовольствия. Во время даже маленького шоппинга покупатель растворяется в изобилие товаров и находит радость в маленьком пакете молока, а уж если ему предложат печенье, со скидкой в добавок - будет только рад. И так, все остаются в плюсе, и маркетологи, и покупатели. Но, а если вы хотите быть на чеку, берите с собой список покупок или планируйте шоппинг заранее.
*Магия вне Хогвартса - в книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер» несовершеннолетним волшебникам было не разрешено использовать приемы чародейства вне школы. Предупреждение ежегодно выдавалось каждому ученику Хогвартса в последний день учебного года. Гарри Поттер часто злоупотреблял магией и нарушал правила - отсюда и пошла фраза, «что за магия вне Хогвартса?» На просторах интернета часто можно найти картинки и приколы с этой фразой.