Большинство дошкольников не умеют читать самостоятельно. Им помогают родители, старшие братья, сёстры и воспитатели. Хорошо, если книгу не только прочитали и забыли, а обсудили с ребёнком прочитанное, сделали выводы, а ещё лучше зафиксировали яркие моменты на бумаге в виде рисунков, наклеек, аппликаций.
Вести читательский дневник начинают обычно в начальной школе вместе с первым списком литературы на лето. И не всегда у детей это проходит системно, часто даже без особого желания.
А что если начать несколько раньше, ещё в саду? А читательский дневник будет в виде красивого, яркого альбомчика, в котором дети смогут рисовать главных героев, ярких персонажей и самые запоминающиеся моменты, по-своему. Тогда есть вероятность, что это станет увлекательным и любимым занятием.
Итак, с чего начать?
- Предложите ребёнку выбрать альбомчик, который станет читательским дневником.
- Подберите хорошие фломастеры или карандаши, восковые мелки, краски, в ход также могут пойти различные тематические наклейки.
- Расскажите ребёнку, что это не обычный альбом для рисования, а место для коллекционирования прочитанных книг.
С какой книги начать?
С лёгкой, с небольшим текстом, яркими картинками и наличием юмора. Найдите в библиотеке, на прилавке в магазине или достаньте давно забытую на полке, кем-то подаренную. Ну, и начинаем читать, когда малыш в хорошем настроении!
Во время чтения делайте паузы, задавайте вопросы по тексту, чтобы выяснить всё ли понятно ребёнку. После прочтения побеседуйте с малышом:
- "А как бы поступил ты?"
- "Чем тебе понравился главный герой?"
- "А с кем из них ты бы дружил?"
- "Мне показался забавным момент.., а тебе?"
- "Как ловко герой сделал то-то и то-то.., да?"
- "А вот если бы ты так мог, то…?"
После чтения или на следующий день откройте читательский дневник и, вспомнив прочитанное, начните с ребёнком рисовать главных героев, яркий эпизод, который запомнился малышу. На этом же листе можно поставить дату прочтения книги, тем самым ещё и закрепляя изучение дней недели.
Обычно дети с удовольствием и старательно выводят название книги и автора. Пока ребёнок занят рисованием, можно пару слов сказать про автора, какие он книги ещё написал, кто главные герои. После того, как малыш закончит, вы можете самостоятельно на этом же листе в уголке записать пару предложений, которые смог сформулировать на данном этапе ваш ребёнок самостоятельно. Этот момент не обязателен, на память. Приятно будет перечитать!))
Задача взрослых на этом этапе помочь малышу в творческом процессе, показать, насколько это может быть увлекательно. После первых записей и рисунков в детях просыпается спортивный интерес. Им хочется, чтобы альбом пополнялся, а значит нужно читать больше новых книг, ходить в библиотеку, обмениваться с друзьями. Это один из хороших способов привития любви к чтению.
В будущем, в начальной школе, подобный опыт поможет малышу формулировать свои мысли в 2-3 предложения о прочитанном не только письменно, но и устно. Поможет лучше запоминать произведение и воспроизводить его.
Анастасия Шеломова, учитель начальных классов и информатики, методист-разработчик компании "Инновации детям".