Кардинал Ришелье слишком многим стоял поперек дороги. Заговоры против него возникали с завидной регулярностью. Один из них, так называемый заговор Шале приходится на 1626 год. Это время действия «Трех мушкетеров». В комментариях Лариса Рассохина указала на цитату с Шале из романа. И в «Двадцать лет спустя» сразу три персонажа вспоминают Шале.
Первым это делает Рошфор в разговоре с Мазарини:
«Я был в Брюсселе в тяжелую минуту. Это было во время заговора Шале. Я должен был перехватить переписку Шале с эрцгерцогом»
Далее Анна Австрийская, обвиняющая во всех грехах Гастона Орлеанского (брата Людовика XIII):
«Нет, я говорю не о принце крови и не о дяде короля, а об убийце Шале»
И последним идет Арамис, вспоминающий герцогиню де Шеврез:
«Ей-богу, он [кардинал] отрубил бы ей голову, как Шале»
Так кто же этот Шале и за что конкретно ему отрубили голову?
В этом заговоре действительно смешались многие упомянутые в «Мушкетерах» лица второго и третьего плана. Брат Луи XIII Гастон. Любовница Арамиса и мать Бражелона герцогиня де Шеврез. Подруга герцогини Анна Австрийская.
А началось всё с идеи Марии Медичи женить своего второго сына Гастона на мадемуазель де Монпансье из дома Гизов (формально герцогиня была из Бурбонов, но ее мать овдовела и вышла замуж за герцога де Гиза). Но у проекта оказалось слишком много противников.
Во-первых, сам Луи XIII отнесся к предполагаемому браку без энтузиазма. Это и усиление партии Гизов, и скорое возможное рождение сына у Гастона при том, что королевская чета (Луи XIII и Анна Австрийская) оставалась бездетной.
Во-вторых, против была Анна Австрийская почти по тем же причинам, что и супруг. Тут-то и вылезла герцогиня де Шеврез с блестящей идеей: здоровье у короля не очень, в случае его смерти королем становится Гастон и если он будет оставаться холостым, то Анна может выйти за него замуж. Вуаля!
Против брака были и другие принцы крови. Например, Конде. А также единокровные братья Луи XIII Вандомы, побочные дети короля Генриха IV. Им, понятно, не улыбалось усиление дома Гизов.
Фактически организовался заговор против короля в пользу Гастона. Но у короля уже был министр Ришелье. Кардинал, узнав о заговоре, действовал аккуратно. Он не стал возбуждать процесса против наследника престола (Гастона), а просто постарался удалить от него дурных советчиков. Самому Гастону пришлось покаяться перед старшим братом.
Заговор на том не утих, а гнев заговорщиков обратился на Ришелье. Сначала нужно убрать его! Герцогиня де Шеврез очаровала распорядителя королевского гардероба графа де Шале. Он становится связующей ниточкой между заговорщиками и Гастоном. Заговор обретает очертания: нужно убить кардинала, Гастон должен бежать и стать во главе партии «противников женитьбы».
Шале оказался болтуном и не сохранил тайны. Вскоре слухи о заговоре поползли по двору, и 8 июля Шале арестован. На допросе он, надеясь заслужить помилование, сдал всех. Однако кого-то требовалось наказать, причем публично и нарочито. Шале был обречен. 19 августа он приговорен к смерти.
Гастон решил помочь товарищу и приказал выкрасть палача (почти как в «Двадцать лет спустя» мушкетеры выкрали палача перед казнью Карла I). Услуга оказалась медвежьей. Суд заменил палача неким висельником, который спасал свою жизнь ценой выполнения грязной работы.
Эту казнь запомнили надолго. То ли руки у висельника тряслись, то ли меч был не наточен, то ли всё вместе взятое, но до двадцать девятого удара Шале еще кричал. Голова отделилась от туловища только на тридцать четвертом ударе.
Постскриптум.
Гастона всё-таки оженили на госпоже Монпансье.
27 сентября 1626 года для сбережения кардинала от дальнейших покушений Людовик XIII позволил ему создать отряд личной гвардии. В каждой резиденции теперь обязательно предусматривались покои для капитана гвардии. Вооруженная охрана находилась при кардинале безотлучно. Так появились те самые гвардейцы кардинала в красных плащах.
Еще один момент. Полное имя графа Шале – Анри де Талейран-Перигор, граф де Шале. Он происходил из того же рода Талейран-Перигор, что и знаменитый французский деятель времен Революции и наполеоновских войн. Граф Шале родной брат пра-пра-прадеда наполеоновского министра Талейрана.
--------------
Все материалы рубрики "Читая Дюма":