Войдет ли Азербайджан в Таможенный союз?
Вступят ли в ЕАЭС новые государства? И как этот союз станет развиваться дальше? На эти вопросы отвечает известный политолог, лидер движения славяно-тюркского единения Адгезал Мамедов.
– Адгезал, Азербайджан пока не вступил в Таможенный союз и не подписал соглашения с Евразийским экономическим союзом. Как прокомментируете это?
– Обобщая происходящее в нашем регионе, хочу вспомнить слова известного стратега и бывшего советника по национальной безопасности США в администрации Картера Збигнева Бжезинского, сравнившего борьбу Запада с Россией с великой шахматной доской.
Давайте сначала ретроспективно взглянем на реальность, в частности, постсоветского периода. Когда Владимир Путин стал президентом России, реальной власти, как таковой, у него не было, так как власть агентов влияния в лице олигархии приближалась к абсолютизму, олигархи владели экономикой, СМИ, регионами, всеми партиями, учреждениями, ведомствами и институтами России.
Но у Путина были свои взгляды, он знал о чувствах русского народа, и в результате невероятных маневров добился реальной власти. Безусловно, процесс расширения влияния еще не завершен, и нельзя сказать, что даже сейчас все, что делается в России, является результатом деятельности Путина. И это следует понимать хотя бы ради объективности. У нас похожая ситуация. Вследствие бездарности некоторых азербайджанских политиков-монополистов, наворовавших таможенных долларов, азербайджанские фермеры и производители пока лишены возможностей, представляемы Таможенным союзом.
– Но, возможно, ваши политики правы, когда не торопятся в Таможенный союз, к примеру. Некоторые аналитики утверждают, что Таможенный союз и Евразийский экономический союз исчерпали себя.
– Считаю эти утверждения несерьезными, так как образование ТС продиктовано серьезными причинами.
Сегодня в Азербайджане действуют общественные организации, финансируемые европейскими фондами, которые желают видеть Азербайджан вне отношений с этими структурами.
Но вот тут-то и задаешься вопросом – возьмем, к примеру, Украину – насколько в экономическом смысле состоялась европейская интеграция этого государства, к чему привело это стремление и какова реальность?
Подсчитано, что украинская экономика выиграла бы от присоединения к Таможенному союзу, получив миллиарды долларов за экспорт-импорт. К слову, практически неизвестно, что украинская экономика от интеграции с ЕС. Отмечу, что в странах ЕС осуществляется централизованное разделение труда. К примеру, Греции выделена сельскохозяйственная сфера, Германии поручена самая прибыльная тяжелая промышленность. В результате из-за этой схемы Греция и Испания, страны Восточной Европы погрязли в долгах. Стало быть, членство в ЕС ничего не дало этим странам, речь идет лишь о геополитических интересах. В обход правил Брюсселя греческие инвесторы вложили средства в Турцию, то же самое касается испанского капитала. И за последние 20 лет турецкая экономика взлетела на невиданный уровень. Очевидно, что европейцы отвели Украине роль зернового депо и не более того…
Потому-то в Турции поняли, что на самом деле они больше не нуждаются в членстве в ЕС.
– Но какое отношение эти факты имеют к Таможенному союзу и Азербайджану?
– Пользу от членства в Таможенном союзе, в первую очередь, получили бы наши фермеры и производители, поскольку получили бы право беспошлинного ввоза и вывоза продукции. Кроме того, надо понимать тот факт, что мы связаны с этим ареалом историческими, культурными, нравственными узами. Поэтому наша главная задача сегодня должна заключаться в проведении разъяснительной работы в обществе, осуждении и разоблачении тех местных монополистов или агентов влияния, которые осуществляют антинациональную экономическую политику, направленную против интересов простых граждан.
– И вы надеетесь на успех такой разъяснительной работы?
– Несомненно.