Найти в Дзене
Женщина в истории

Дискриминация крестьянских старых дев: как это было

Оглавление

В прошлых статьях я начала тему стародевичества в дореволюционной России. В этой статье хочу продолжить разговор о крестьянках, которые так и не вышли замуж. Накладывало ли это отпечаток на всю их жизнь? Да! Обязывало ли их к чему-то это особое положение? Да!

Увы, в деревне того времени всё было разложено по полочкам, у каждого был свой статус, в соответствии с которым следовало жить, и "самодеятельность" была недопустима. Традиции, обычаи, суеверия... Из этого буквально состояла крестьянская жизнь.

И старым девам в этой жизни отводилось место, мягко говоря, непочётное. Такие женщины были настоящими маргиналками...

"В деревне" (Алексей Мазурин, 1910-е годы, источник: портал Russianphoto).
"В деревне" (Алексей Мазурин, 1910-е годы, источник: портал Russianphoto).

Надлежащий внешний вид

Внешний облик, манеры крестьян также должны были соответствовать статусу. Что это значило для старой девы?

Девушка уже не была на выданье, впрочем, и женой она не стала. И, как следствие, застревала в своём внешнем виде где-то между девушкой и старушкой. Одежда её должна была быть "смиренной", никаких женских головных уборов, кроме платка, перестарка себе позволять не должна была, равно как и понёву (поясная одежда), украшения.

Одежда должна была быть закрытой, в тёмных цветах. Причёска - одна коса.

Зачем старой деве себя украшать? Не нужно! А если вдруг вздумала бы - столкнулась с негативной реакцией общества.

Ограничения и исключения

Хороводы и гулянья, в первую очередь нацеленные на то, чтобы женихи и невесты могли знакомиться, участия старых дев не предполагали.

Общение с замужними женщинами было более логично, но и тут всё непросто: у бабы уже семья, дети, свои заботы. А у перестарки ничего этого нет. Чужие дети - запросто. А вот своя семья - это не про неё. В общем, и в среде замужних старая дева своей вряд ли могла стать.

Добавим сюда тот факт, что незамужняя женщина в деревне считалась неполноценной...

Так образом, социальная жизнь старой девы оставляла желать лучшего.

Одобрительно могли относиться к тем перестаркам, которые отказались от брака по причинам, понятным крестьянскому обществу и вписывающимся в их канон: поддержать овдовевшего отца, который остался с маленькими детьми на руках, например, было делом достойным.

"Крестьянка у колодца" (Алексей Мазурин, 1910 - 1915 года, источник: портал Russianphoto).
"Крестьянка у колодца" (Алексей Мазурин, 1910 - 1915 года, источник: портал Russianphoto).

Но такие случаи были исключениями. А правилом было то, что старые девы "смущают семью". Даже трудолюбивая перестарка могла считаться бесполезным членом общества.

"Старая девка - семейная язва".

Но всё, конечно, зависело от местности. Где-то к старым девам относились вполне терпимо, а где-то и вовсе с уважением, считая их менее греховными, чем остальные:

"... без вкушения плотского греха и греха, бываемого в супружестве по случаю семейных ссор и дрязг".

Похоронная свадьба

Интересной традицией, связанной со старыми девами, являлось выдавание их замуж после смерти. Символическое, конечно. Но тем не менее. В рай можно было войти только мужу с женой, а жене с мужем. Одинокие оставались не у дел.

Приходилось крестьянскому обществу спасать души своих соседей.

Похороны старой девы оформлялись как свадьба. А для будущей супружеской жизни на том свете даже подбирали "мужа".

Коммуна старых дев

Встречались очень специфические объединения старых дев. Носили эти сообщества девушек вполне сектантский характер. Помимо отказа от брака, следовало обрезать косу, соблюдать посты и носить тёмное платье.

Иногда несколько старых дев жили под одной крышей (в "келье") коммуной. Они выбирали "главную", и она управляла хозяйством. Заработок, питание - всё это было общим. Молились участницы такой коммуны тоже вместе.

"Крестьянка" (Алексей Мазурин, 1910 - 1915 годы, источник: портал russianphoto).
"Крестьянка" (Алексей Мазурин, 1910 - 1915 годы, источник: портал russianphoto).

Как жить

Чаще всего старая дева оставалась жить в родительском доме или у родственников. Это было не самое выгодное положение. Например, если перестарку в семье притесняли, обращаться с жалобой к сельскому сходу или суду в её случае было бесполезно. Интересы семьи всегда были важнее прав старой девы. А если тебе что не нравится - так уходи.

Конечно, старая дева была помощницей, она, как и любой другой член семьи, зарабатывала себе на кусок хлеба.

А иногда старая дева даже достигала высокого (в рамках крестьянской семьи) положения и становилась "большухой":

"... все бабы в дому и слушают эту большуху. Ну и девка, ух!"

Немного о правах

При дележе наследства старая дева получала лишь имущество матери. Оставшуюся без родителей, её брал "на пропитание" один из братьев. При этом никакой прибавки к наделу он за это не получал.

Если вековуха желала жить отдельно, ей строили "келью" с небольшим участком земли.

Такая женщина вполне могла наняться в чужую семью, например, няней.

Старые девы в каком-то смысле приравнивались к невинным девушкам, поэтому могли участвовать в определённых обрядах, становиться знахарками, обмывать тела покойников и тому подобное.

И в то же время, к каким-то ритуалам их, напротив, не допускали. Например, старая дева не могла быть повитухой, так как ей приписывались различные вредительские действия.

Присутствовать при родах, выпекать хлеб для семьи, ставить квашню, участвовать в свадебных обрядах и пире - всё это было не для старых дев.

"Крестьянка с детьми около дома" (Алексей Мазурин, 1910 - 1915-е годы, источник: портал russianphoto).
"Крестьянка с детьми около дома" (Алексей Мазурин, 1910 - 1915-е годы, источник: портал russianphoto).

Личная жизнь старой девы

Конечно, предполагалось, что никакой личной жизни у старой девы нет. Вступать в отношения с мужчинами и рожать детей было настоящим позором для старой девы.

А такие случаи были. Как же иначе? Причём случалось, что на родившую старую деву смотрели весьма снисходительно.

Детей своих вековухи растили сами, а от отцов требовали средства на пропитание.

"... выждав, когда он задумает жениться; в этих случаях народ оправдывает девиц - по пословице: "Любил кататься, люби и саночки возить".

Вот таким противоречивым было отношение крестьян к старым девам. То пренебрежительным, то снисходительным, а то и вовсе уважительным.

В любом случае, такое положение женщины было особенным. И крайне нежелательным. Имело различные последствия, как правило - негативные.

Впрочем, касалось это не только девушек. Неженатые крестьянские парни тоже были по-своему ущемлены и часто становились мишенью для насмешек и оскорблений. Но это уже другая история...

Старые девы в Российской империи.

Крестьянские старые девы в дореволюционной России.

"Невесты без места" и "неудачно женатые": почему детям священников было трудно устроить личную жизнь в Российской империи.

О крестьянских вдовах в дореволюционной России.

Источники: "Старые девы в русской крестьянской среде (вторая половина XIX - начало XX в.)", З.З. Мухина.