С исследованиями истории фурмановского края в период Смутного времени в изложении известного фурмановского краеведа Лидии Павловны Королевой я впервые познакомился несколько лет назад, когда на просторах всемирной паутины случайно набрел на публикацию "Середская земля в Смутное время", размещенную на сайте фурмановской газеты "Новая жизнь".[1] Почитал с интересом, почему-то вспомнилось далекое детство, в котором я, пяти лет от роду, едва научившись читать, начал посещать местную библиотеку, что располагалась на улице Острецовской. И очень скоро не стало в той библиотеке такой сказки, которую я б не прочел. Затем одной библиотеки мне стало мало и я начал посещать нашу городскую библиотеку на улице Студнева и библиотеку Дома пионеров, благо, что его директором была в то время моя тётя, Затёкина Лидия Александровна. Сколько лет прошло… Я уже давно не ребёнок и сказки читаю разве что своим детям. Поэтому, прочитав публикацию, я более к ней не возвращался.
И вот, спустя несколько лет, к теме истории нашего края в Смутное время мне пришлось вернуться. Вернуться затем, чтобы написать эту небольшую работу и явить её на суд читателей.
Дело в том, что в последнее время вполне безобидной, казалось бы, краеведческой работе Лидии Павловны по сбору мифов и небылиц земли Середской de facto присвоен статус научного исторического исследования, что вызывает у меня резкое неприятие, какое-то внутреннее напряжение и заставляет выплёскивать его на бумагу.
Мы живем в непростое время. Мир вокруг стал каким-то ненастоящим. Историю как науку все чаще подменяет фальсификат бесконечных героических подвигов, которые зачастую вовсе не имеют под собой никакой реальной основы.
Своё исследование я представлю в виде комментариев к фактам и информации, изложенных в краеведческой работе фурмановского краеведа Л.П. Королевой по истории Смутного времени на территории Фурмановского района. Что из этого получится – судить вам.
Подвиг монахов Космодемьянского монастыря у села Михальково
По заключению краеведов, этот монастырь располагался на месте, где в настоящее время находится сельское кладбище. Монахи три дня сдерживали осаду польского войска, затем вышли в чисто поле на честный бой и все до единого погибли.
"Предание гласит, что монахи в течение трёх дней сдерживали осаду, а затем вышли из монастыря и в открытом бою потерпели поражение, так как силы были неравны".[2]
Действительно, число "три" - это любимое число множества различных сказок: "Три медведя", "Три поросенка", "Три сестры", о трех богатырях, трех толстяках и т.д. Число "три" часто встречается в пословицах, поговорках. Например, "наврать с три короба". А для многих народов в течение длительного времени число три было пределом счета и совершенства…
Очень сложно поверить в подобный сказочный расклад, однако, местные краеведы уверяют, что всё было именно так. Впрочем, единственным доказательством, на которое принято ссылаться, служат записи наших первых краеведов, Валентина Алексеевича Лапшина и Виктора Александровича Бабикова, которые записали эту историю, по всей видимости со слов, не названных ими старожилов села Михальково.
Что же мог представлять из себя Космодемьянский монастырь и начале 17 века? Что позволяло в течение трех дней героически выдерживать осаду вооруженного польского отряда? Может быть монастырь представлял из себя неприступную крепость, взять с ходу которую польскому отряду не было никакой возможности, а находившиеся в монастыре монахи были в прошлом профессиональными военными и вооружены не простейшими сельскохозяйственными орудиями труда, а современным оружием того времени? Нет, конечно. Мне такое предположение кажется не просто маловероятным, я его считаю абсурдным.
Автор в видеосюжете (https://telesereda.ru/ передача от 03.11.2015 "Версты времени) демонстрирует свою книгу, в которой приводит рисунок реконструированного Космодемьянского монастыря: обычные деревянные стены, отсутствие неприступной крепостной стены вокруг.
Ответа на вопрос, за счет чего Космодемьянские монахи в течение трех дней сдерживали осаду польских военных, не может быть в принципе. По причине того, что само такое событие в силу определённых объективных причин, о которых пойдёт речь далее, просто не могло состояться.
Мне некоторым образом повезло, поскольку одним из михальковских старожилов является мой хороший знакомый, очень умный и образованный человек, Галкин Игорь Иванович. Игорь Иванович родился в с. Михальково в 1928 г. Много часов мы провели в интереснейших беседах. И я не мог не спросить его о Космодемьянском монастыре. Увы, Игорь Иванович ничего о таком монастыре и монашеских подвигах не слышал. А кладбище, что в настоящий момент расположено на месте монастыря, по его словам, появилось после войны, до этого там ничего не было, пустое место.
Другое очень удивительное свидетельство:
"Несколько раз в местах, где стоял монастырь Козьмы и Демиана, бывал со своими ребятами из клуба «Середа-Спас» Владимир Семёнович Голубинский. Они также проводили раскопки и однажды нашли интересную вещь - поднос из белой глины (тарель). Юные краеведы побоялись нести тарель с собой - она могла разбиться. Её спрятали, как всем казалось, в надёжном месте, но на обратном пути не смогли найти реликвию. Видимо, кто-то нашёл её и забрал себе".
В дальнейшем мы увидим, что материальные подтверждения описываемых событий очень часто загадочным образом куда-то исчезают, а пока
"На месте бывшего монастыря сегодня находится сельское кладбище".
Действительно, небольшой пригорок, на котором по преданию располагался Космодемьянский монастырь, практически полностью заполнен захоронениями сельского кладбища.
Не секрет, что в сельской местности, на сельских кладбищах, копанием могил обычно занимаются не профессиональные ритуальные конторы, а сами местные жители. Так проще, быстрее, дешевле. Хоронят тоже, в основном, своих.
В таком случае, неужели перекопав глубокими могилами всю территорию Космодемьянского монастыря, местные жители не нашли ни одного исторического артефакта? Неужели никто из местных жителей об этом ничего не слышал? Никто не обратил внимания на то, что земля, вынутая из могилы, содержит культурный слой, а также большое количество "золы и углей"?
"В.А. Лапшин со своими юными краеведами в 1963 году обследовал место, которое показали старожилы, и произвёл раскопки. Раскоп открыл место пожарища, на котором было найдено много золы и углей".
Неужели, обустраивая на месте Космодемьянского монастыря кладбище, сельские жители произведя гораздо более масштабные раскопки, не нашли ничего?
Героические монахи Космодемьянского монастыря, узнав о приближении польского отряда, утопили в речке Балобан церковный колокол.
"… без боя монахи не хотели сдавать чужеземцам свою святыню. Зная, что им не удастся избежать столкновения с поляками, они сняли церковный колокол и погрузили его в реку Балобан. Речушка хоть и невелика, да было в ней несколько глубоких бочагов (омутов)".
Речка Балобан действительно невелика. Её протяженность от с. Михалькова до места впадения в р. Шачу составляет всего-навсего 1,8 км. Речка больше похожа на ручей – мелкая, дно твердое, каменистое.
Автор со слов старожилов с. Михальково рассказывает, что в 60-х гг. 20 века часть колокола была видна из-под воды. С него местные ребятишки ныряли в речку. Что ж если это так, то что мешает нам погожим осенним днем, прогуляться по речке и поискать колокол, чтобы подтвердить или опровергнуть достоверность приведенной информации? Ведь
"Здесь до сих пор время от времени вешние воды вымывают из земли человеческие останки, черепа которых несут на себе следы пуль и продолговатые сабельные рубцы"[3].
В ноябре 2015 г. я прогулялся по речке Балобан, подышал чистым воздухом, полюбовался осенней красотой уснувшей природы. Шёл поначалу с опаской – вдруг увижу какой-нибудь череп... с дыркой от пули. Что делать в таком случае? Вызывать полицию? А вот, интересно, те люди, которые обнаруживали человеческие останки с признаками насильственной смерти, вызывали?
Визуальный осмотр русла реки и ее берегов не принес никаких результатов, что вполне ожидаемо. Была найдена ржавая металлическая труба, какая-то деталь от сельскохозяйственной техники, дверная ручка, а ближе к селу Михальково – остатки полиэтилена, битые стекла, бутылки. И вдруг…
КИНЖАЛ! Ну точно кинжал, что же это еще может быть?!
Увы, историческое открытие не состоялось, при внимательном осмотре мой "кинжал" оказался огромным напильником-рашпилем, длиной почти 40 сантиметров…
Предания о погружении в воду церковных колоколов при приближении врага очень популярны на Руси. Имеют ли все они под собой реальную основу, сказать сложно. На мой взгляд, едва ли имеют. По крайней мере, мне пока не удалось найти информацию, согласно которой хотя бы один такой затопленный колокол кому-то удалось найти, что явилось бы лучшим подтверждением реалистичности старинных преданий.
"Ещё в семидесятые годы XX столетия ребята школы села Широково, под руководством учителя литературы В.В. Касаткиной и с помощью старожилов села Михальково, нашли колокол, затопленный монахами. Оказалось, что местные жители всегда знали это место.
К сожалению, как рассказывала мне Валентина Васильевна, городские власти не дали разрешения на подъём колокола. Видимо, в данном случае причиной отказа была, как всегда, идеология. В это время шло активное разрушение храмов (хрущёвские времена), а тут - спасение колокола!"
Семидесятые годы ХХ столетия – это, конечно же, далеко уже не "хрущевские времена", а сам средневековый колокол, спрятанный героическими монахами, являл собой в первую очередь объект, имеющий не религиозную, а исключительную историческую и музейную ценность. А с этим-то в советское время как раз было все в порядке. Напомню, что и сам музей Фурманова, изначально имевший краеведческую направленность, был создан как раз в "хрущевские" времена. Именно в то время основатель музея Фурманова В.А. Лапшин проводил на месте Космодемьянского монастыря раскопки и собирал исторические артефакты, на основе которых и был создан сначала школьный краеведческий музей, а затем музей Фурманова. Очень странно, что затопленный колокол, место нахождения которого "все знали", прошел мимо рук Валентина Алексеевича.
Увы, ни "старожилы села Михальково", ни пацаны, нырявшие с колокола в речку, больше не помнят места, где этот колокол находится. Словно эпидемия какой-то страшной болезни, связанной с внезапной утратой памяти настигла их.
Впрочем, вот и ответ:
"Теперь это место найти просто невозможно - по причине полного затопления его водами Исаевского водоёма".
Жаль, очень жаль, что наш уважаемый краевед, прежде чем написать такое, не сверила своё открытие хотя бы с картой окрестностей села Михальково. Дело в том, что упомянутые автором два самостоятельных географических объекта – речка Балобан и Исаевский водоем находятся в противоположных сторонах света относительно места расположения Космодемьянского монастыря. Речка Балобан протекает через с. Михальково и впадает в р. Шачу со стороны её левого берега. Исаевский же водоем находится в направлении с. Широково и д. Исаевское на правом берегу р. Шача. Самое короткое расстояние от р. Балобан (от устья) до Исаевского водоема составляет 1,1 км по прямой. Поэтому искомый колокол не может быть затоплен и в р. Балобан и в "водах Исаевского водоёма" одновременно.
На карте: речка Балобан выделена красным цветом, "воды Исаевского водоёма" – красным заштрихованным, место расположения Космодемьянского монастыря – закрашено желтым.
Сам же Исаевский водоем появился в результате торфоразработок 30-40-х гг. 20 века, что сводит к нулю шансы пребывание в его водах колокола. И ещё два фактора исключают его нахождение в "водах Исаевского водоёма". Во-первых, чтобы спрятать колокол в местах, где через триста с лишним лет будут плескаться "воды Исаевского водоема", героям-монахам нужно было очень постараться. Для этого им бы пришлось переправиться сначала через обширное болото (на карте – "болото Исаевское"), а затем через реку Шача. Это на мой взгляд, совершенно бессмысленные временные и трудовые затраты. Во-вторых, в соответствии с приведенными свидетельствами, паны напали на монахов со стороны с. Широково, т.е. как раз со стороны Исаевского водоема:
"Селяне показали исследователям ещё два места. Одно из них – Паниха, где стояли поляки – паны. Второе носит название Стрелица, то есть место, где стреляли. Оба они находятся в нескольких сотнях метров от монастырского места, в направлении села Широково".
В таком случае, для какой надобности везти колокол именно туда, где находился враг?
Единственная ссылка на исторический документ, который мог бы пролить свет на историю с Космодемьянским монастырем, приведенная в исследовании выглядит следующим образом:
"В выпуске сборника «Костромская старина» за 1849 год читаем: «Челобитная строителя Игрицкого монастыря старца Гурия с братиею об отдаче монастырю пустых земель бывших монастырей Николаевского на Строевой горе (теперь Комсомольский район) и Космодемьянского».
Челобитная адресована царю Михаилу Фёдоровичу и датирована 1640 годом. Далее говорится, что Игрицким монастырём владели белые попы в течение многих лет".
Увы, найти упомянутый документ за 1849 год не представляется возможным. Потому что первый номер сборника "Костромская старина" вышел только в 1890 г. Вот обложка этого номера:
Впрочем, в разных источниках публикующих исследование Лидии Павловны, указаны и разные "реквизиты" искомого документа. Например,
"В выпуске сборника «Костромская старина» за 1894 год, в третьем номере, на странице 81, читаем: «Челобитская строителя Игрицкого монастыря старца Гурия с братиею об отдаче монастырю пустых земель, бывших монастырей Николаевского на Строевой горе (теперь Комсомольский район) и Космодемьянского».
Челобитная адресована царю Михаилу Федоровичу и датирована 1640 годом. Далее говорится, что Игрицким монастырем владели белые попы в течение многих лет".[4]
Подобные ляпы говорят о недобросовестности, о небрежности как людей, печатавших текст исследования, так и самого исследователя, не потрудившегося проверить набранный текст.
Я нашел указанный сборник за 1894 г., но, увы, здесь мы тоже получаем ляп: в указанной странице № 81 нет нужного документа и нужной информации:
Сам Сборник содержит множество страниц текстов очень интересных документов. Это:
- Подлинная отдельная память Самсона Иванова Салманова на часть земли погоста Николая Чудотворца Великорецкого в Игрищах на р. Песочне, пожалованной новой пустыни, что нынче Игрицкий монастырь;
- Грамота царя Михаила Федоровича Костромскому воеводе Владимиру Кирилловичу Бутурлину об отдаче Игрицкому монастырю в оброчное содержание на 5 лет пустых земель в Сорохтском стану Костромского уезда, принадлежавших бывшим Никольскому на Строевой горе монастырю и Козьмодемьянскому погосту;
- Выписка с отказных книг подьячего Костромской приказной избы Киприана Домашнего об отказе за Игрицким монастырем пустоши, что был Козмодемьянский погост на р. Вздерешек Сорохтской волости Костромского уезда;
И, наконец, то, что мы искали
- Челобитная строителя Игрицкого монастыря старца Гурия с братиею об отдаче монастырю пустых земель бывших монастырей Николаевского на Строевой горе и Кузьмодемьянского. Датируется документ 1639-1645 гг.;
Это не весь перечень интереснейших документов опубликованных в сборнике, но при их изучении я пришел к однозначному выводу, что упомянутый в документах Космодемьянский монастырь находился не у села Михальково, а в Сорохтской волости Костромского уезда (в настоящее время - Комсомольский район Ивановской области).
Вот та часть документа, упомянутого в "Челобитной строителя Игрицкого монастыря старца Гурия…", которая подтверждает сделанные мной выводы.
Для этого требовалось всего лишь сверить цитату, списанную у П.П. Рогозина, с оригиналом:
А причиной запустения земель, по всей видимости, явились вовсе не поляки. Эта причина указана в других документах опубликованных в том же сборнике под общим названием "Рукописи Богородицкого Игрицкого монастыря, что на р. Песочне".
Продолжение следует...