Про музыкантов много шутят, только мало кто смеётся. И вовсе не потому, что не смешно. Понять музыкальный юмор могут только те, кто в теме.
Хрестоматийный пример:
На одной из репетиций "Камерной симфонии" Арнольда Шёнберга присутствовал Густав Малер. Когда репетиция закончилась, Малер обратился к оркестрантам:
- А теперь, умоляю вас, сыграйте мне обыкновенное трезвучие, иначе я не смогу сегодня спокойно уснуть.
Или другой вариант, но с неуклюжей попыткой объяснения:
Однажды Малер присутствовал на репетиции "Камерной симфонии" Шёнберга, музыка которого считалась новым словом и была вся построена на диссонансах, которые для "классика" Малера были диким набором звуков, какофонией. По окончании репетиции Малер обратился к оркестру:
- А теперь, умоляю вас, господа, сыграйте мне, старику, обыкновенную гамму, иначе я не смогу сегодня заснуть.
Автор этой версии, видимо, путает "какофонию" и "додекафонию". Именно Шёнберг считается изобретателем последней. Однако "Камерная симфония" написана задолго до создания этой композиторской техники, у неё есть тональность - ми мажор.
На самом деле, Шёнберг в "Камерной симфонии" работает в музыкальных традициях своих старших коллег. Следуя за Рихардом Вагнером он ещё больше увеличивает время разрешений (переход от диссонанса к консонансу), а основательно изучив партитуру "Саломеи" Рихарда Штрауса, использует расширенную тональность. Что касается якобы антагониста Шёнберга - Густава Малера, то по мнению композитора Георгия Дорохова:
Вообще преемственность позднего романтизма ощущается едва ли не во всех сочинениях Шёнберга - прямым или косвенным образом. Вряд ли без средних частей Седьмой симфонии Малера появилась бы столь тонко сделанная Серенада. Камерная симфония № 1 и вовсе воспринимается как некая симфония Малера, сжатая в одну двадцатиминутную часть.
На премьере симфонии 8 февраля 1907 года в Вене Малер защищал музыку Шёнберга кулаками. В буквальном смысле.
"Камерная симфония" - знаковое сочинение западно-европейской академической музыки, сильно повлиявшее на её дальнейшее развитие. Малер сам был новатором до мозга костей, он не мог не слышать новизны сочинений Шёнберга. Другое дело, что ему может быть было чрезвычайно сложно влиться в эту новую музыкальную реальность. Так, Леонард Бернстайн считал Малера лишь "переступающим" рубеж веков, но в тоже время:
музыка XX века не могла бы быть такой, какой мы её знаем, если бы эта его правая нога не ступила на неё столь внушительно.
Малер слишком рано умер, ему только исполнилось пятьдесят. Не понятно почему, автор анекдота называет его "стариком". В его неоконченной Десятой симфонии есть и "ритмические эксперименты" и "заигрывания с атональностью". На лицо все признаки того, что он "собирался расположиться в одном лагере с Шёнбергом".
В принципе, можно было ничего этого и не писать, не оправдываться. Достаточно несколько раз прослушать девятый опус Шёнберга, чтобы сделать однозначный вывод:
нет в нём никаких "диких наборов звуков" и "какофонии".
Всё это выдумки ретроградного мышления, привыкшего к расхожим "попсовым" гармониям барокко, классицизма и романтизма.
Лично я слышу в "Камерной симфонии" яркое будущее академической музыки: абсурдный гротеск Дмитрия Шостаковича, напряжённую экспрессию Альбана Берга, заполненную лиризмом энергетику Сергея Прокофьева.
Более того, по мнению музыкального журналиста Алекса Росса:
Мощная разработка коротких мотивных фигур напоминала о венских композиторах-классиках от Гайдна до Бетховена.
Надеюсь, все поняли, что произведение Шёнберга является настоящим мостом между прошлым и будущим, а процитированный анекдот несмешной.
А теперь собственно к юмору.
Специально для вас, уважаемый чертоган.
Вольфганг Амадей Моцарт обладал незаурядным чувством юмора.
В сатирическом Дивертисменте для двух валторн и струнного квартета "Ein musikalischer Spaß" ("Музыкальная забава") он мастерски высмеивает творчество некомпетентных композиторов. Моцарт использует в пьесе запрещённые всеми установленными правилами приёмы: параллельные квинты, целотонную гамму, монотонный аккомпанемент для тонкой мелодической линии. Завершается сочинение кульминацией, звучащей одновременно в нескольких разных тональностях.
Во времена Моцарта эти музыкальные элементы вызывали смех у слушателей. Однако, в наше время подобные гармонии уже не кажутся странными. Целотонная гамма является составной частью французского импрессионизма. Композиторы, пишущие в стилистике неоклассицизма, применяют параллельные квинты. Одновременная игра в разных тональностях получила название политональность.
Моцарт и предположить, что его невинная шалость полтора века спустя станет серьёзным пособием для других композиторов.
Вот такая своеобразная машина времени.
Теперь, когда вы знаете, как нужно искать смешное место в несмешных музыкальных байках - небольшое домашнее задание:
Один трубач застрял в дорожной пробке и основательно опаздывал на репетицию оркестра под руководством Отто Клемперера. Эксцентричный дирижёр не начинал репетицию пока запыхавшийся бедняга не появился в зале, после чего повернулся к оркестру и проворчал:
- Теперь мы можем начать. "Маленькую ночную серенаду", пожалуйста.
Кто догадался почему нужно смеяться - пишите в комментариях.
И не забывайте, что каждая публикация канала не только заканчивается несмешной байкой, но и надёжно сохранена в КАТАЛОГЕ ссылок.