Найти тему
Исторический музей

Как пировали в Древней Греции

Оглавление

Греки любили пиры, но их празднества сильно отличались от того, что мы подразумеваем под этим словом сегодня.

Так как же был устроен греческий пир и чем отличался от современного праздничного застолья?

Для обозначения пира в древнегреческом языке использовались два понятия «симпосий» и «комос»

Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. Середина – третья четверть V в. до н. э. Российская империя. Херсонская губ. Ольвия.
Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. Середина – третья четверть V в. до н. э. Российская империя. Херсонская губ. Ольвия.

По-гречески слово пир обозначается как «симпосий». Это был праздник по какому-либо поводу, на который хозяин приглашал гостей. Общее число его участников могло быть разным, но не превышало одного – двух десятков человек.

Близким к симпосию в греческой культуре является слово «комос». Комос - это разгульное шествие с музыкой и танцами, которое любили изображать на сосудах. Кстати, именно комос запечатлён на двух кратерах, которые вы видели выше. Однако комос следовал за симпосием, а не проходил с ним единовременно.

Женщины на симпосий не допускались, а мужчины перед началом мазались маслом и надевали венки

Симпосий в отличие от современного застолья проходил после трапезы. Возможно, это связано с тем, что жёны на симпосий не допускались и после ужина уходили на свою половину дома, а симпосий проходил уже после в тесном мужском кругу.

На пир желательно было явиться нарядно одетым, перед началом симпосия мужчины мазались маслом и украшали свои головы венками. Далее участники выбирали симпосиарха — распорядителя, который следил за соблюдением всех ритуалов в ходе пира, определял, какое вино будут пить и сколько, направлял беседу, предлагал различные развлечения.

Сцена симпосия. Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика», V в. до н.э. Археологический музей Пестума
Сцена симпосия. Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика», V в. до н.э. Археологический музей Пестума

Во время трапезы и симпосия греки располагались по два-три человека на специальных ложах

Учёные установили, что в среднем в мужской трапезной комнате - андроне - подобных лож могло быть от трёх до девяти штук. На каждом ложе возлежало два – три человека. Рядом с клине ставились столики, на которые можно было поставить как сосуд с напитком, так и блюдо с закуской (греки не ели во время симпосия, но закусывать они могли).

Закуски лежали вот на таких блюдах:

Такие блюда называют рыбными, потому что на их поверхности часто изображали морских обитателей. В центральное углубление в блюде насыпалась соль или какой-то соус, а вокруг выкладывались лёгкие закуски.

Главный элемент греческого пира

Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. 420–390 гг. до н. э. Северное Причерноморье.
Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. 420–390 гг. до н. э. Северное Причерноморье.

Перед вами кратер, на котором изображена дионисийская сцена с веселящимися менадами с сатиром. Эти персонажи были главными спутниками Диониса, поэтому они часто изображались именно в сценах распития вина и веселья.

Кратер — сосуд, центральный элемент греческого пира. Он всегда ставился посреди пиршественной залы и требовал особого украшения. Так он был доступен для взора всех присутствовавших на пиру, которые становились соучастниками изображённого на сосуде действа.
Чашечка-ситечко. Середина II – первая половина I вв. до н.э. Перед тем как налить вино в кратер, его могли пропускать через ситечко, поскольку греки часто добавляли в него гипс, золу, глину, семена клещевины, семена укропа, мяту и другие растения, от которых образовывался густой осадок.
Чашечка-ситечко. Середина II – первая половина I вв. до н.э. Перед тем как налить вино в кратер, его могли пропускать через ситечко, поскольку греки часто добавляли в него гипс, золу, глину, семена клещевины, семена укропа, мяту и другие растения, от которых образовывался густой осадок.

Сами гости не зачерпывали вино из кратера, за них это делали слуги с помощью специальных черпаков, образцы которых часто находят археологи.

Бронзовый черпак. Ручка заканчивается головкой лебедя. V в. до н. э.
Бронзовый черпак. Ручка заканчивается головкой лебедя. V в. до н. э.

Разлив вино по чашам, слуги разносили его между пирующими. Существовало множество форм питейных чаш.

Из чего пили вино:

Первый тост за богов!

В самом начале пира участники совершали возлияние в честь Доброго Гения и других божеств. Третью чашу вина пили за удачу и посвящали её Зевсу Сотеру. Такие традиции были неслучайны, поскольку греки боялись гнева богов. Божественное благословение было залогом не только удачного проведения пира, но и всех последующих деяний.

Ни один симпосий не проходил без игр и музыки

Одной из любимых игр греков был коттаб. Главным инструментом в этой игре был килик. Правила могли быть разными, но главной целью во всех вариантах такое: просунув палец в ушко ручки и делая вращающее движение рукой, игрок должен был выплеснуть капли вина из своего килика так, чтобы они попали точно в намеченную цель.

Редкое пиршество обходилось без флейтисток и танцовщиц. Приглашённые артистки развлекали гостей музыкой и создавали праздничную атмосферу.

Любимыми гостьями были гетеры

Ими часто становились женщины, не входившие в государственную общину по происхождению и позволявшие себе свободный образ жизни. В отличие от жён гетеры присутствовали на пирах наравне с мужчинами и пили вино. Их любили за артистизм, умение развлечь песней или танцем, поддержать разговор на любую тему. Гетеры имели множество поклонников и порой становились возлюбленными известных граждан. Например, знаменитая гетера Аспасия была возлюбленной одного из политических лидеров Афин, стратега Перикла.

Гетера, танцующая на симпосии
Гетера, танцующая на симпосии

Пир был одной из важных культурных событий в жизни греков, поскольку часто именно на пирах велись беседы на самые важные темы

Тематика таких бесед разнилась от актуальных новостей до фундаментальных философских вопросов. Неслучайно один из диалогов знаменитого философа Платона называется «Симпосион» или «Пир». Его участники, среди которых находился прославленный философ Сократ, после вкусной трапезы решили перейти к философской беседе и выбрали тему любви и олицетворявшего её божества Эроса. Вслед за Платоном свои «Пиры» будут писать Ксенофонт, Плутарх и многие другие греческие авторы.

Древнегреческий писатель Плутарх так говорил о пире: «На симпосион разумные люди для того и отправляются, чтобы доставить удовольствие себе и друзьям, вместе с тем приобрести новых друзей. Сотрапезнику подобает приобщиться не только к еде, вину и лакомствам, но и к речам, шуткам и веселью, приводящему к взаимному дружескому расположению».