Не секрет, что при поступлении в школу к навыкам современного дошкольника предъявляется довольно много требований. Давайте соберем все навыки, которыми должен обладать ребенок, поступая в первый класс, и разберемся, как их можно проверить.
Часто можно встретить в различных источниках методику, предложенную психологом Джеральдиной Чейни. Вот основные моменты, на которые предлагает обратить внимание автор.
Развитие познания
1. Владение пространственными понятиями и размерными (лево/право, низ/вверх, над/под, большой/маленький и т. д.)
2. Классификация и общение (стол, стул - мебель, кукла, машинка - игрушки)
3. Причинно-следственные связи. (может ли угадать концовку несложной истории).
4. Умение запомнить и выполнить не менее трех указаний (например, убрать посуду, помыть руки, принести книгу).
5. Знание всех букв алфавита (заглавных и строчных).
Базовый опыт
1. Бывал ли ребенок в различных городских учреждениях (банк, магазин, почта, библиотека)?
2. Бывал ли ребенок в деревне, зоопарке, музее?
3. Читали ли ребенку книги, рассказывали истории?
4. Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли хобби?
Языковое развитие
1. Умение назвать все основные окружающие ребенка предметы.
2. Умение отвечать на вопросы взрослых.
3. Умение объяснить для чего служат различные вещи (например, утюг, стиральная машина, пылесос).
4. Умение объяснить, где расположены предметы (на полке, под столом и т. д. )
5. Умение рассказать историю или случай, который произошел с ребенком.
6. Все ли звуки произносит, четко ли выговаривает слова.
7. Грамматически правильная речь.
8. Способность ребенка участвовать в общем разговоре, умение разыграть сценку на заданную тему.
Эмоциональное развитие
1. Выгладит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
2. Насколько уверен в себе и понимает, что многое может?
3. Легко ли пер3еключается при изменениях в распорядке дня или в текущей деятельности.
4. Способен ли ребенок выполнять работу или играть самостоятельно? Может ли соревноваться с другими детьми?
Умение общаться
1. Включается ли ребенок в игру других детей, может ли с ними делиться?
2. Способен ли ребенок соблюдать очередность, когда это необходимо?
3. Может ли слушать других, не перебивая?
Физическое развитие
1. Хорошо ли ребенок видит и слышит?
2. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
3. Развита ли координация (может. грать в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице, не держась за прилила)?
4. Выглядит ли ребенок бодрым, здоровым, отдохнувшим и увлеченным большую часть дня?
Зрительное различение
1. Может ли ребенок находить схожие и несхожие формы?
2. Может ли различать буквы и короткие похожие слова (сок/рок, год/кот)?
Зрительная память
1. Умение замечать какой картинки не хватает (если сначала показать несколько изображений, а потом одно убрать).
2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
1. Умение расположить серию картинок по порядку.
2. Понимание того, что слова читаются слева направо.
3. Умение самостоятельно сложить пазл или головоломку из 15 элементов.
4. Умение описать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Вросприятие на слух
1. Умение рифмовать слова.
2. Различает ли ребенок слова, начинающиеся на разные звуки (лес/вес)?
Слуховая память
1. Умение повторить несколько слов или цифр.
2. Умение пересказать историю, сохранив смысл и последовательность действий.
Отношение к книгам
1. Возникает ли ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
2. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают в слух?
3. Задает ли вопросы о значении слов?
Интересные тесты и задания для оценки готовности ребенка к школе вы найдете в книге Лидии Паньковой "Все, что должен знать ребенок при поступлении в первый класс".
А в нашем магазине можно найти множество других полезных книг, развивающих игр и учебных материалов для развития тех или иных навыки у школьников и дошкольников.
Обратите внимание на список необходимых первокласснику принадлежностей.
Магазин "Мир просвещения", город Королёв, улица 50-летия ВЛКСМ, дом 4Г.