Мода в эпоху раннего Средневековья была не столь переменчива, как в наши дни, а облик костюма определялся, прежде всего, этнической принадлежностью человека. Какой же была мода древних скандинавов и как выглядели женщины-викинги?
Женский костюм состоял из нескольких обязательных элементов: рубаха, сарафан и косынка на голову
Костюм был многослойным. Нательной одеждой служила рубаха, плиссированная или гладкая, с рукавами или без. Ворот рубахи скрепляла миниатюрная серебряная или бронзовая застежка в форме подковки. Сверху надевали своеобразный сарафан очень простого покроя: два полотнища сшивались по краям и снабжались бретельками. Иногда носили два полотна ткани, не скрепленные по бокам, державшиеся только на бретельках. Голову было принято покрывать шарфом или косынкой. Верхняя одежда представляла собой накидку из куска шерстяной ткани.
Викинги очень ценили дорогую привозную ткань
Совершенно необычный наряд был найден в 1982 г. в Гнездове. Плотный сверток одежды был уложен в туесок из бересты, обладающей антисептическими свойствами, благодаря чему и сохранился. В ходе изучения и реставрации текстильных остатков удалось выяснить, что в коробе спрятано не менее трех платьев. Самое красивое платье из красной золототканой шелковой парчи было привезено с другого конца света – из Китая.
Платье было сшито в Китае по китайской моде. Очевидно, оно попало на территорию Европы по Великому шёлковому пути. В результате каких дальних военных походов или торговых операций его получила в подарок жительница древнего Гнёздова, остается лишь предполагать.
Дорогие одежды шились из парчи и золототканного шёлка, а повседневные вещи делались из льна и шерсти
Одежды из дорогой привозной ткани очень высоко ценились жителями варварской периферии Европы. Обладание такими нарядами – это демонстрация достатка, удачи и благополучия. Конечно, находка китайской парчи – огромная редкость, чаще встречаются фрагменты византийского золототканого шелка, ведь именно обретение драгоценных тканей было одной из целей военных и торговых экспедиций в Константинополь. Обычные же, повседневные, одеяния шили из местных тканей – льна и шерсти.
Набор женских украшений мало отличался от современного – это фибулы, подвески, ожерелья, кольца и браслеты
Самобытные богато декорированные североевропейские украшения, резко отличающиеся от деталей убора жительниц Восточной Европы, служат безошибочным индикатором присутствия выходцев из Скандинавии среди жителей того или иного древнерусского поселка.
Начнём с не только декоративного, но и самого важного конструктивного элемента женского костюма - фибулы.
Самыми распространёнными и эффектными украшениями были овальные фибулы - крупные броши длиной около 10 и шириной в 6–7 см. Они несли функциональную нагрузку, скрепляя бретельки с передним полотнищем сарафана. В отсутствие карманов к ним на цепочках часто подвешивали мелкие, но такие нужные предметы, как ножи или ключи от сундуков.
Другие типы фибул - равноплечие, трилистные и большие круглые - использовали в качестве застежек на верхней одежде – их закалывали у ворота или на груди. В редких случаях равноплечие фибулы заменяли овальные при креплении бретелей к полотнищу сарафана.
Основной способ демонстрации богатства и состоятельности мужчины - «превращение» женщины в своеобразную витрину с драгоценностями
С незапамятных времен женщины украшали себя ожерельями. Бусы, модные в раннесредневековой Европе, везли в основном из дальних стран: Арабского халифата и Византии, Индии и Ирана.
Бусы из стекла и фаянса ценились очень высоко. Ибн Фадлан писал:
«...самым великолепным украшением [считаются] у них [русов] зеленые бусы… Они делают [для приобретения их] исключительные усилия, покупают одну такую бусину за дирхем и нанизывают [их] в качестве ожерелий для своих жен...»
Самые разнообразные по форме и декору подвески также относятся к категории шейных украшений. Для скандинавской ремесленной традиции характерны литые, часто ажурные медальоны. Любимый сюжет – фантастическое животное, представленное в соответствии с канонами северного звериного стиля. Его тело «превращалось» в ленты, свивающиеся в причудливый узор, когтистые лапы «хватались» за бортик украшения.
На руках, как и в наши дни, женщины носили браслеты. Легкие изящные украшения могли делать из заготовки, свитой из двух-трех, а при сложном витье из четырех–восьми и даже двенадцати серебряных, латунных или бронзовых проволок. Их концы завязывали сложным двойным узлом или закручивали «улиткой».
Не менее популярными были массивные рельефные браслеты, выпуклые с наружной стороны, которые принято называть ладьевидными. Они отливались из медных сплавов и часто украшались чеканным орнаментом.
Обувь скандинавов – кожаные ботинки, сшитые, как правило, из одного куска кожи, разной высоты. Обычно их стягивали с помощью шнурков или застегивали на кожаные пуговицы. К подошве иногда подвязывали специальные железные пластины с одним или двумя шипами, выступавшими примерно на один сантиметр. Такие шипы при отсутствии у обуви эпохи викингов каблуков, нужны были для передвижения по глинистой почве, мокрой траве и скользкому льду.