Сезонное снижение стоимости овощей борщового набора у поставщиков может не отразиться на полках. Причина — в дефиците транспортных мощностей и двукратном росте цен на перевозки с юга в центр России. Фермеры и торговые сети предлагают субсидировать автомобильные перевозки. Но Минпромторг пока настроен проверить перевозчиков с помощью антимонопольной службы.
Сельхозпроизводители и ретейлеры пожаловались на дефицит транспортных мощностей, а также двукратный рост цен для перевозки продуктов с юга страны в центр. Этот вопрос обсуждался на совещании у замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова 3 августа, сообщили “Ъ” несколько его участников. По их словам, по этой причине сезонное снижение стоимости овощей борщового набора у производителей может не отразиться на полках в магазинах. В Минпромторге лишь сообщили “Ъ”, что официальных обращений по этой теме от участников рынка не поступало.
О дефиците транспорта для перевозки картофеля и овощей открытого грунта (морковь, свекла, лук) на совещании заявили представители «Магнита» и X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток»). Кроме того, они сообщили, что за последние два месяца перевозчики подняли цены на 10–30%. В X5 Retail Group, «Магните», Auchan, «Дикси», Metro, «Ленте» не ответили на дополнительные вопросы “Ъ”.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; объединение крупных ритейлеров) Игорь Караваев пояснил на совещании, что доставка фурой в 20 тонн из Волгоградской и Астраханской областей до распределительных центров в Москве год к году выросла в два раза, до 100 тыс. руб. за тонну. Уже сейчас транспортные расходы составляют 25% в стоимости овощей на полках. Это не позволит сетям «более ярко снижать и реагировать на сезонное снижение закупочных цен на овощи», предупредил господин Караваев. В АКОРТ комментарии “Ъ” не предоставили.
Производители овощей открытого грунта каждый сезон наблюдают дефицит рефрижераторов для перевозки продукции, но в этом году ситуация усугубляется нехваткой водителей из-за пандемии, говорит руководитель аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей Татьяна Губина. Это, по ее словам, приводит к удорожанию: сейчас перевозка составляет от 25% до 40% в цене овощей открытого грунта. Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина на совещании заявила, что негативно на стоимость перевозок повлияли скачкообразный рост цен на топливо, уход с рынка ряда мелких перевозчиков, а также административные барьеры, например, запрет мэра Москвы Сергея Собянина на передвижение грузовиков массой свыше 3,5 тонны в пределах МКАД без пропуска (см. “Ъ” от 17 марта).
Читать полностью: https://potatosystem.ru