Найти тему
EverCare

В России появится дистанционный предрейсовый медицинский контроль водителей

Министерство здравоохранения РФ предполагает, что в скором времени в России будет организован дистанционный предрейсовый медицинский осмотр всех работающих на различных предприятиях водителей.

Предполагается, что такой контроль будет создан для водителей следующих транспортных средств:

  • автобусов;
  • такси;
  • операторов и машинистов сложной и специальной техники;
  • большегрузов.

С помощью телемедицинских технологий станет реальностью организовать медицинские осмотры водителей, работающих в отдаленных регионах. Причем, объективность такого контроля станет выше, чем очного осмотра, на ход которого оказывает субъективный человеческий фактор. Правда, без этого самого человеческого фактора, до 20% водителей могут быть отстранены от работы информационной сетью, которая никогда не нарушает правила, не закрывает глаза, не поддается уговорам и не входит в положение. Видимо, транспортным компаниям придется неукоснительно следовать не на словах, а на деле железному правилу: «Безопасность – превыше всего!».

-2

О необходимости объективного и повсеместного медицинского осмотра водителей, возможностях применения для этого цифровых технологий обсуждали участники тематического «круглого стола», организованного Общественной палатой РФ. Среди приглашенных были представители министерств здравоохранения, транспорта, крупных транспортных компаний и перевозчиков, медики, юристы, депутаты и общественники.

О необходимости повышения безопасности движения рассказал участникам «круглого стола» Александр Воронцов, заведующий юрклиникой института права и управления Тульского госуниверситета. Он подтвердил, что сегодня часто допускают в рейс таких водителей, которым по состоянию самочувствия опасно находиться за рулем. Классические очные медосмотры не могут препятствовать их выходу на смену, а во многих компаниях совсем не организовано медицинское предрейсовое освидетельствование. Внедрение системы дистанционного медицинского предрейсового и пресменного осмотра станет самым эффективным методом снижения аварийности на дорогах и аварий на производственных площадках с участием спецтехники.

Воронцов привел в пример ситуацию, когда в жаркое время года в автомобилях без кондиционера температура может подниматься до +50°С и выше. В таких условиях даже здоровый человек может пострадать, а имеющий сердечно-сосудистые патологии и вовсе погибнуть. Поэтому, считает специалист, необходимо внедрить механизм медотвода водителя от дальнейшего управления транспортом, но без потери в зарплате.

Максим Некрасов, заместитель директора Департамента охраны общественного здоровья, коммерческой и эксплуатационной деятельности Министерства здравоохранения РФ, поддержал выступление Воронцова. Он отметил, что Правительство России уже разработало и вынесло на обсуждение законопроект, направленный на повышение безопасности на дорогах. В него включен ряд поправок в следующие законы:

  • об охране здоровья граждан;
  • о безопасности дорожного движения;
  • о железнодорожном транспорте;
  • об электроэнергетике и др.

Разработчики нововведений преследовали цель предоставления работодателям возможности удобного и экономически незатратного проведения предсменных и предрейсовых медосмотров. Телемедицинские технологии сегодня позволяют собрать, хранить и использовать статистические данные по каждому человеку на основе ранее проведенных медосмотров. Цифровые возможности дают провести медосмотр водителей, находящихся в удаленных регионах – для новых технологий географических границ не существует.

К тому же Минздрав РФ уже разработал нормативы по проведению медицинских осмотров с использованием медтехники для передачи данных.

-3

Еще одни вопросом, обсуждаемым участниками «круглого стола» в Общественной палате РФ, стала проблема применения действующих норм в России. Например, одному водителю порой выдают сразу на две смены два путевых листа. Это происходит из-за того, законодательство не допускает длительной непрерывной работы. Получается, что один из путевых листов оформлен «на будущее». Показывать его проверяющим инспекторам ДПС запрещается, пока действует первый лист. Специалисты отметили, что повышения безопасности движения можно добиться и внедрением электронных путевых листов.

Екатерина Гайда, заместитель директора по персоналу «Мострансавто» привела тревожные цифры. После традиционных очных предрейсовых медосмотров только 1% водителей не допускался к работе. Аппаратные комплексы не допустили до работы 20% прошедших медосмотр водителей. Перевозчики были вынуждены в оперативном режиме принимать экстренные меры, направлять работников к врачу, чтобы привести их в рабочее состояние.

Представители других транспортных предприятий, присутствующие на «круглом столе», поддержали Екатерину Гайду и привели еще большие цифры — по их данным, аппаратные медосмотры не допустили из-за признаков гипертонии около 40% водителей. К работе большая часть из них смогла приступить только после проведенной с ними врачом медикаментозной терапии.

На «круглом столе» выступили разработчики системы дистанционных медосмотров и презентовали участникам один из вариантов телемедосмотров — специальные кабины, похожие на фотобудки. В кабинках проводится замер различных параметров здоровья водителей: артериальное давление, наличие алкоголя в крови и др. Остаточный алкоголь аппарат обнаруживает у 4–5% водителей. Но обследуемые привыкают к строгим правилам и стараются их выполнять. Как сообщили разработчики, со временем процент отстраняемых от вождения по причине остаточного алкоголя снижается до приемлемых цифр и не превышает 1%.

Более 50 000 водителей, работающих в Мосгортрансе, проходят осмотры удаленно, рассказал  официальный представитель ведущей российской транспортной компаний АО «Мострансавто».

Пять лет назад ГУП «Мосгортранс» внедрил программу телемедицины и проводит более 50 000 обследований в месяц с использованием терминалов. «В предыдущей системе, при личном участии врача, менее 1% водителей автобусов отстранялись от вождения. Использование телемедицины изначально показывало процент отводов в 10 больше, — комментирует Дмитрий Ерзамаев, руководитель службы ИТ и связи ГУП «Мосгортранс». Эксперт объясняет эти результаты снижением влияния человеческого фактора на исход медицинских экспертиз.

Согласно прогнозу представителя Министерства экономического развития, распространение телемедицины на все пассажирские транспортные компании может снизить количество смертей в дорожно-транспортных происшествиях до 20%. Однако правовые ограничения, связанные с устаревшими медицинскими правилами и процедурами, препятствуют широкому использованию новой технологии. Таким образом, для того чтобы компания могла проводить медицинское обследование, она должна иметь авторизованный медицинский центр и нанимать медицинский персонал.

По мнению Алексея Минаева, заместителя директора Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития и торговли, вышеперечисленные причины искусственно сдерживают развитие рынка телемедицины и накладывают на компании значительные финансовые обязательства. Телемедицинская форма обследования позволит снизить затраты и усовершенствовать бизнес-процессы транспортных компаний, например, благодаря отсутствию необходимости в специальном медперсонале. Использование телемедицины особенно актуально для транспортных компаний в районах, где доступ к медицинской помощи ограничен.

«Мы регулярно получаем информацию из регионов о том, что в одном медицинском учреждении на каждые пять муниципалитетов приходится один фельдшер. Такая нагрузка привела к тому, что многие медработники уходят из профессии, — говорит Олег Паскар, председатель Комиссии по развитию производственной медицина «Опора России». — Хотя дистанционные проверки официально не запрещены законом, пока — это полулегальная зона. Телемедицина должна быть закреплена законодательно, и тогда эта технология будет с большей уверенностью принята крупными транспортными компаниями. Удаленное электронное освидетельствование не означает, что водитель не посещал врача или что врач не присутствовал».