Наш сегодняшний разговор - о той отрасли философии, которая называется праксиологией (учение о деятельности). Праксиология - это не пресловутая "научная организация труда" для младших научных сотрудников и офисного планктона. Праксиология - это философское учение, которое занимается изучением основ, природы и сущности деятельности человека, целей, смысла и направленности этой деятельности, видов и форм общественной практики.
М.: Пап, мы уже говорили - за рамками интервью - о том, что обоснование труда, осмысление предпосылок, процесса и результатов деятельности очень важно.
П.: Да, и я при этом даже сказал (не как дилетант и теоретик, а как человек, чей трудовой стаж берёт начало в страшно далёком 1987 году, когда я все летние каникулы проработал на почте), что наблюдать крах результатов своего труда или слышать необоснованную и злую критику своей деятельности - это такой болезненный удар, что его вполне можно сравнить с потерей серьёзной материальной ценности или со средней тяжести заболеванием. Думаю,что я нисколько не сгущаю краски...
М.: Да, папа, ты прав.
(Котик издаёт странное утробное урчание, похожее на приглушённое рычание).
М.: Так что же всё-таки является непосредственным предметом изучения праксиологии?
П.: Это человеческая деятельность как особая форма активности, которая присуща человеку и имеет своим содержанием преобразование, изменение окружающего мира. Осуществляя деятельность, человек преобразует природу и при этом преобразуется сам. На это только человек и способен, ведь не осуществляют же преобразований природы существенных масштабов своей деятельностью животные. Бывали редкие исключения, но в конечном итоге опять же по вине человека: расплодившиеся до предела в Австралии завезённые человеком кролики, сожравшие всё живое в Китае гусеницы, расплодившиеся после поголовного истреблениями хунвейбинами воробьёв, и так далее.
Это структура, строение человеческой деятельности.
Сначала у человека возникает потребность: или витальная, то есть потребность человека как живого существа, или социальная (адаптация личности в обществе, продвижение по социальной лестнице), или духовная потребность (эстетическая, религиозная, философская, познавательная).
Затем для реализации своих потребностей человек продумывает и осуществляет совокупность определённых операций, действий.
А в деятельности человеком используется масса её атрибутов, свойств. Это предметность и субъектность, то есть направленность или на окружение, на предметы окружающей природы, или на преобразование самого себя. Это опредмечивание и распредмечивание (в зависимости о того, на что деятельность направлена).Всё-таки не зря Фихте говорил, что своей деятельностью человек превращает преобразуемые им предметы в подобие своего зеркального отражения ("Назначение человека").
"В пространстве преподносятся мне явления, на которые я переношу понятие меня самого, и мыслю их как подобные мне существа. Правда, последовательное умозрение привело или приведёт меня к тому, что эти мнимые разумные существа вне меня - не что иное, как продукты моей собственной представляющей деятельности".
Это сознательность и целесообразность деятельности. Деятельность должна быть не хаотическими метаниями и хватанием или расталкиванием всего подряд, а иметь разумный, осмысленный и целесообразный характер. Человеческая деятельность (если только сам человек не находится в изменённом состоянии сознания или не болен психически в тяжёлой клинической форме) имеет обдуманный, осмысленный характер, в то время как животное руководствуется и в первую, и во вторую очередь инстинктами.
(Котик приоткрывает глаза, смотрит на интервьюируемого и говорит басом: "Иааааааууууу...").
П.: ...Ещё один исследуемый аспект человеческой деятельности - это её продуктивность. И неодухотворённая материальная деятельность, и неподкреплённая материально духовная деятельность малопродуктивны или могут быть непродуктивны вовсе. И если они не приносят ни материального удовлетворения, ни духовного подъёма, их можно считать бесполезными.
Ну, и, конечно же, общение - это тоже деятельность.
М.: А насколько был прав Энгельс, когда утверждал, что именно труд сделал из обезьяны человека?
П.: На 50%. Потому что не добавил при этом, что речь идёт не просто о стучании камнем по палке, а о труде осознанном и имеющим в значительной степени умственный характер.
М.: Марксисты и дарвинисты захотят тебя порвать на серп и молот. Или на каменный топор и палку-копалку.
П.: Руки коротки.
М.: Пап, я думаю, что Хейзинга с его "Человеком играющим", которого авторы многих учебников включают в соответствующий раздел и раскладывают по полочкам на 10-15-20 страницах, очень интересен, но размеры нашего интервью всё-таки ограничены...
П.: Безусловно, он заслуживает отдельного разговора, который обязательно состоится.
М.: Тогда будем заканчивать. Можно было бы, конечно, поговорить о творчестве, о творческом труде...
П.: Любой труд, кроме имеющего на 100% механический и абсолютно однообразный характер, я рискну назвать творческим. А всякая духовная деятельность, всякий умственный труд - они творческие на 101 процент.