Найти в Дзене
ActivityEdu

Приз за успех или инструмент запугивания? Как сделать оценки значимыми

Оглавление

Плохие оценки в глазах многих школьников и их родителей выглядят не столько маркерами качества знаний, сколько некими орудиями психологического насилия. Они нередко демотивируют школьников, гасят уверенность в себе, становясь постоянным источником страхов и тревог, а зачастую и вовсе отбивают охоту к учебе. Почему так важно сделать оценки не пугающими и как превратить их в по-настоящему значимые? Размышляем в нашем материале.

Горящие глаза важнее оценок

Все мы помним картину Ф. Решетникова «Опять двойка»: мальчик, придя домой из школы, стоит, понурив голову, под укоризненными взглядами матери и сестры. Теплый домашний мир перестал быть для него опорой и защитой и превратился в зловещий и чужой, из которого хочется бежать без оглядки. Ребенок в этот момент переживает чувство вины и близок к депрессии. Но ведь отметки как таковые не имеют значения сами по себе – они лишь отражают его успехи и промахи в процессе получения новых знаний.

Ученики, особенно в младших классах, воспринимают оценку как приз: они много трудились (иногда вместе с родителями), представили свой труд на обозрение учителю и несут домой трофейную пятерку,– говорит Анна Давыдова, учитель французского языка школы №1270 «Вектор».

Возможно, для теряющих веру в себя из-за плохих оценок детей стоит найти новые возможности демонстрации усвоенного материала. Это могут быть проекты, групповая работа, творческие задания, интеллектуальные игры. Придумайте такие задания, чтобы у ребят горели глаза, и на время откажитесь от выставления традиционных оценок. Это поможет выправить ситуацию, заставить ребенка вновь поверить в себя и разжечь его интерес к изучаемому предмету.

Работа над ошибками

Если ученик получил двойку за контрольную, не спешите его ругать и обвинять в наплевательском отношении к вашему предмету. Проведите работу над ошибками: объясните непонятые правила, порекомендуйте дополнительные материалы для лучшего усвоения материала и дайте время на подготовку, чтобы исправить плохую отметку. Дети должны знать, что в их распоряжении больше одного шанса, тогда плохие отметки в дневнике будут восприниматься как сигнал о том, что ребенку есть над чем поработать, а не как унизительное напоминание о неудаче.

Идти к цели разными путями

Когда у учеников есть несколько вариантов демонстрации знаний, они чувствуют себя более свободно, так как имеют право выбора. Это также помогает избавиться от боязни неуспеха. Ведь в случае неудачи им придется переделывать работу с такими же заданиями.

Поэтому либо дайте ученикам несколько вариантов заданий, либо заверьте их, что в случае провала (плохой оценки за тест или контрольную работу) они смогут продемонстрировать знание материала альтернативным способом.

Красные чернила усугубляют оценку

Какую обратную связь чаще всего получают школьники? Пометки красной пастой на полях, касающиеся допущенных ошибок. Критические замечания в добавок к низкой оценке могут демотивировать ребенка еще сильнее.

Помечать ошибки необходимо, но лучше делать это с большим участием и уважением к стараниям ученика. Например, педагог может добавлять ободряющие комментарии и деликатные напоминания о параграфах в учебниках, с помощью которых можно восполнить пробелы в знаниях.

Педагогу важно быть хорошим психологом!

Школьные оценки должны восприниматься лишь как сигнал к действию и как стимул поиска новых знаний. И главные союзники детей в этом − педагоги, которые могут и должны помогать ученикам справлять с ситуацией неуспеха деликатно, не нагнетая атмосферу. Ведь работа учителя состоит не в том, чтобы передавать знания, устраивать проверку, находить ошибки и наклеивать ярлыки, а в том, чтобы выявлять прогресс учеников, анализировать его и выстраивать для правильную траекторию обучения, учитывая особенности каждого ребенка.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.