«Игра практически с древних времён выступает как форма обучения»
Ян Коменский
Школа – это место, где, зачастую, дети получают основу воспитания, культурных и жизненных ценностей. И у всех они формируются в разной степени и за разный временной отрезок. Ведь в школа это то место, где в сообществе соединяются люди разных возрастов. И у каждого свой жизненный устой, моральные и этические принципы, со своими культурными ценностями и убеждения. Если говорить в общем – люди разных поколений.
И, конечно, в такой многообразной среде не может обойтись без конфликтов. Конфликты даже между взрослыми людьми неизбежны, а между детьми – тем более! И не всего могут выйти из сложившейся жизненной ситуации правильно.
Вот здесь то и приходят на помощь восстановительные технологии!
Что же такое восстановительные технологии?
Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. А в нашем случае это еще и средство профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Ведь начиная такую деятельность с начальной школы, можно научить выходить из конфликтных ситуаций правильно, уважать других, уметь вставать на место другого человека, быть добрым и понимать, что такое добрые поступки, сочувствие – всему этому учат восстановительные технологии. Тем самым уменьшить рост преступлений и правонарушений в школьной среде.
В МБОУ СОШ № 26, которая существует всего два года, только начинают развиваться данные направления. Наметился план, в котором уже отражены различные мероприятия.
В школе уже создана ШСП, куда входят учащиеся различных классов. С ними в сентябре 2020 года и будет обсуждать план дальнейшей работы с учащими школы по восстановительным технологиям. Ведь предупредить конфликт лучше, чем его разбирать! В работе ШСП школы №26 уже проводятся мероприятия с применением восстановительных технологий, но более локально. В 2020-2021 учебном году проводились мероприятия, которые как раз направлены на то, чтобы захватить более больший объем.
Совместно с педагогом-психологом школы, заместителем директора по воспитательной работе разрабатывается план мероприятий на будущий год. Туда уже включена работа с детьми, особенно упор делается на начальную школу. Ведь если научить детей с первых дней в школе уметь решать конфликты, относиться доброжелательно, выстраивать гармоничные отношения, то в дальнейшем таких ситуаций будет возникать намного меньше. Когда ребенок четко осознает, что позволительно делать, а что нет, как говорят, «что хорошо, а что плохо», то его достаточно трудно вовлечь в разные авантюры, которые окружают его вне школы и дома. А ведь именно во внеурочное время совершается большинство правонарушений, иногда даже неосознанных. Все это происходит по одной причине – не знание, не умение сказать «нет», что это не так страшно, что не нужно идти за кем-то, а уметь выстраивать именно эффективные и гармоничные отношения.
Конечно, ребята, которые переходят из младшей школы в среднее звено, сталкиваются порой с трудностями, так как новый коллектив (часто классы расформировывают), новые знакомства, новые ситуации. Именно поэтому на начальном этапе (5-6 класс) так же предлагается проводить мероприятия по восстановительным технологиям.
Для этого разработаны и начинают внедряться в полном объеме такие технологии как различные тренинги, мероприятия, классные часы, направленные на позитивное отношение, умение решать конфликты.
Основа выстраивания всех взаимоотношений, в основном, закладывается в младшем звене, когда дети приходят из садика в осознанный социум.