Материал предоставлен сайтом Аламас.ру и лично Акоевым Н.Н.
Кошманова О.
Взгляд в спину. – Реж : Издательство, 2008. – 160 с. : ил.
Рассказы Агнии Ивановны Копьевой.
Есть в наших лесах такие птицы. Особенно у нас, в Карымской стороне. Они небольшие, чуть больше скворца, вроде лохматые, с черной головкой, с красными перышками в хвосте и в крыльях. С виду они очень красивые. Их называют кукшовлиха (по-местному). Что это значит на русском языке – я не знаю. И как по-русски они называются – я тоже не знаю. Про них говорят такое: эти птицы – собаки яльвиля (яльвиль, он же и комполь и др.). И они могут увести любого человека. Как? Да очень просто: вдруг появится в лесу возле человека. Человек ее увидит, заинтересуется. Очень красивая птичка, необычная. Будет ее рассматривать, пойдет за ней, а она чуть отлетит и опять сядет, будто летать не может. Человек следом. Она и в руки не дается и не улетает. Человек пытается ловить ее, да так она его и уведет в самую чащу.
– Может и совсем увести, – говорили старые люди.
Нас предупреждали, а мы своих детей, чтобы они не смели уходить за такими птичками. А то уведет, и едва ли найдешь. Всякое в лесу случалось. Иван Васильевич добавляет:
– А про птицу… Нет, ее не кукшовлиха зовут, а лесная сорока. Размером как сорока, голова черная, хвост короткий, вверх торчит, крылья и хвост – скрасна. Видишь ее редко, только в лесу, а где живет – неизвестно. Вот ее и называют – суйяльвиль уэмп – боровая яльвиля собака, или просто собака яльвиля. А увести точно может. Не улетает. Палку бросишь – не попадешь. Если за ней пойдешь, неизвестно куда забредешь.
Когда с Фирсиной Авдотьей в лесу беда случилось, то ее дочь Таисия рассказывала, что целый день они – эти собаки яльвиля – вокруг летали.
Мать с дочерью тогда ягоду на Ягле собирали. Там два бора. Первый деревенский, что ближе к деревне, а второй – аркансуй. Очень красивый, гористый бор. Посредине есть озеро. Только теперь, наверное, лес там вырубили, ничего не осталось. Так вот, в этом бору Фирсины ягоду собирали. Матери – Фирсиной Авдотье – все казалось, что ее кто-то куда-то зовет. Она все и старалась убежать на зов. Но дочь ее не отпускала. К вечеру они пришли в шалаш и там решили остаться ночевать. Но у них не было воды, и Таисия решила сходить по воду. Мать ее не отпускала. Но дочь уговорила и на короткое время отлучилась за водой. Когда пришла, то увидела, что у матери нет подбородка (раны тоже никакой не было) и она не может говорить. К утру мать умерла. Ее там и похоронили, на берегу озера, на возвышении. Только после этого ее, Фирсину Авдотью, дочь видела. Приходила она в деревню. Говорили, что пока дочь ходила по воду, ее подменили. Настоящую Фирсину Авдотью забрали, а свою, больную, оставили. Похожа-то она была похожа, но нижняя челюсть куда-то делась? Да и птицы эти… Они весь день вокруг их летали, а вечером вокруг шалаша кучами сидели, а потом, как только это случилось, враз все исчезли.
Левщ? Так с Левщем это давно было. Его родители в лесу оставили, а потом таким нашли. Его тоже подменили. У него тоже нижней челюсти не оказалось, и он не мог говорить. С Левщем давно было, а с Фирсиной-то совсем недавно. Где-то в шестидесятых годах.
Собака яльвиля? А что на самом деле? Меня очень заинтересовала та птица, которую супруги Копьевы называют собакой яльвиля. По приезду в Междуреченский я пошла в библиотеку и взяла книгу «Определитель птиц». И с этой книгой поехала вновь в Юмас к Коптевым, чтобы помогли разобраться, что же это за птица такая – собака яльвиля. Долго рассматривал Иван Васильевич эту книгу. Потом присоединилась и Агния Ивановна. Нашли и собаку яльвиля – это кукша. И снова указали на особенность ее поведения – при встрече с человеком далеко и сразу не улетает, а как бы становится подранком, привлекает внимание к себе тем, что садится поблизости, снова чуток отлетит и т. д. Такое её поведение – вроде бы зовет за собой, манит к себе. Но в руки не даётся.
Случай на Ягодном бору.
– От деревни Якорсан, в вершину Яглинской речки, шли такие бора: Харпим, Кантляуль.
Большой и маленький Кантляуль, между ними озеро под названием Светлое, а за ним и Митькин бор. Почему так называют, не знаю точно, но вроде бы потому, что когда-то это была вотчина нашего деда. А его Дмитрием звали. Вот вроде и Митькин бор.
Вот однажды, это примерно в 1953 году было, на этот бор и привел нас мой брат ягоду собирать. Нас было три женщины. Пришли на бор к вечеру. Ночевали спокойно. Брат наутро ушел дальше по своим делам, а мы начали ягоду собирать. Да только я в этом месте впервой, т. е. на этом бору надо, думаю, места посмотреть (я любопытная по лесу походить, посмотреть). Пайбу-короб за плечо и пошла дальше по бору. Нашла низину, а вокруг столько ягод! Я и давай собирать. Пособирала немного и думаю: «А как же там бабы? Я то насобираю, а они как?»
И давай их кричать, звать. А идти за ними не хочу. Пробегаю взад – вперед и место потеряю и ягод не наберу. Потому и начала кричать, их звать. Слышу, откликаются. Я давай еще пуще орать. Сначала потихоньку они откликнулись на мой крик, а потом такой сильный, аж со свистом крик, а бабы все не идут. Со мной была маленькая собачонка, щенок, все спокойно бегала, а тут к ногам жмется. Я все равно баб зову, кричу, а за то, что не идут, ругаться на них начала, материться. И на каждый мой крик, ругань кто-то отзывается, откликается. Собачонка аж повизгивать начала, к ногам все жмется, дрожит. Тут до меня и дошло, что что-то нечисто. Страх одолел. Схватила я свою пайбу, и бежать к карусам. Знаю, что бабы далеко от карусов не уйдут. Как бежала – не помню. Вроде бы далеко уходила. А тут прямо на каруса и вышла. Прихожу к бабам, а они спокойно ягоду собирают. Ничего не слышали и не кричали. Рассказала я им, что слышала и что с собакою было. Собрали мы свои котомки и бежать. На ночь еще не остались, как раньше планировали. Побоялись.
«Шайтан, яльвиль и другие»
[Воспоминания В. Ф. Вахрушева. Местный житель. Деревня Карым]
– Комполь… Комполен? Нет, такого не слышал, не знаю. Хумполен… знаю, такое слышал. Он же вотчинник… Так это же хозяин леса! Когда на охоту идешь, то и соседку как бы приглашаешь и вотчинника в лесу угощаешь. Это уж так принято. И на дорожку или тропу ложиться нельзя, будто бы они по ней ходят ночью.
Шайтан… В каждой деревне свой шайтан. И у нас, в нашей деревне Ягле, был свой. Сосна или там кедр заверован, вот к нему все и носят. Например, женщина родит, под это дерево все и выливают, и мох из-под детей туда же уносят. Были мужские и женские деревья. Как различить? Да никак. Сами люди кто как назовет.
Яльвиль – это черт. Говорили, что когда он идет, так земля трясется. Считали, что если он принесет бревно к дому или лесной избушке и бросит его – значит, принес гроб. Обязательно несчастье будет. Старики рассказывали, что во сне его видели, а так нет. Если его увидишь, то сразу в обморок упадешь и пропадешь (в смысле – после помрешь).
Рассказывали такое: ехал мужик по зимней дороге из Невлачкиной в Каурью на двух лошадях. Первая лошадь прошла нормально, а вторая остановилась перед какой-то невидимой преградой и никак не может идти дальше. Так и начала танцевать перед этой преградой. Перебирает на месте ногами, но никак не может пойти дальше. Но потом будто через что-то перепрыгнет, и сани за ней вроде бы тоже вверх подпрыгнули через невидимую человеческому взгляду преграду…
Говорили, что это хумполен на дороге лежал. Через него и перепрыгнула лошадь, и сани по нему проехали, потому и вверх подпрыгнули.
Рассказ Вахрушева В. Ф. подтвердил и Вахрушев Юрий Семенович. Он тоже слышал подобное, что часто такое случалось на той дороге.