Найти тему
Две Войны

Подводная лодка с возможностью полёта ЛПЛ-1 - уникальный проект инженеров СССР

Военная промышленность Советского Союза частенько выдавала одиозные решения — то танк, который по размерам был больше "мауса", то миномёт, стреляющий атомными снарядами. Но больше всего удивлений вызывает проект, о котором пойдёт речь в данной статье — летающая подводная лодка.

Амбициозный проект

Идея создания летающей подводной лодки пришла в голову инженеру Ушакову в начале 30-х годов ХХ века. В течении последующих четырёх лет он занимался разработкой необычного транспортного средства, способного поражать надводные или подводные цели противника в двух средах — воздушной и водной.

При этом корпус должен быть лёгким для самолёта, и одновременно прочным и тяжёлым для подводной лодки. Частично это решалось наличием пустот в корпусе, которые при необходимости заполнялись балластной водой для затопления судна и осушались для всплытия. Взлёт и посадка по всем правилам должна осуществляться на водной поверхности. Под водой транспортное средство двигалось при помощи гребного винта, активируемого электромотором мощностью всего в десять лошадиных сил.

ЛПЛ-1, чертёж. Фото в свободном доступе.
ЛПЛ-1, чертёж. Фото в свободном доступе.

Обнаружив судно, ЛПЛ должна была разорвать визуальный контакт, затем погрузившись в воду, атаковать судно из подводного положения. Но при необходимости, атака неприятельских кораблей допускалась и из воздушного пространства, путём сброса торпед. Также возможно применение тактики скрытой диверсии — ЛПЛ под водой приближалась к кораблю на дистанцию торпедного выстрела, атаковала и также под водой удалялась на безопасную дистанцию. После чего покидала опасную зону уже по воздуху.

Разработка и первичное одобрение комиссии

Разработка проекта велась самим Ушаковым с 1934 по 1938 год, постоянно внося необходимые поправки. Впервые он представил свой проект на суд комиссии ещё в 1936, где члены комиссии сочли проект достойным реализации. В следующем году проект был передан на рассмотрение в отдел расчётов при научно-исследовательском комитете. Отдел расчётов, просмотрев все данные, вернул проект на доработку, обнаружив ряд недостатков.

Сам Ушаков на тот момент уже работал в том же комитете, но заниматься своим проектом на постоянной основе уже не мог. Но не мог и забросить, потому и занимался своим проектом в свободное время. В итоге, в 1938 году вновь отправил доработанный проект на рассмотрение отдела «В», в котором продолжал трудиться. Но в итоге, отдел расчётов постановил закрыть все работы по проекту, потому что подводная скорость в три узла не считалась допустимой для преследования и уничтожения морских судов противника.

ЛПЛ-1 Ушакова. 3D модель. Изображение в свободном доступе.
ЛПЛ-1 Ушакова. 3D модель. Изображение в свободном доступе.

Как был возможен такой проект?

Конструктивно летающая подводная лодка представляла собой цельнометаллический моноплан, оснащённый тремя двигателями АМ-4, на 1000 лошадиных сил каждый. Корпус выполнялся из дюралюминия, лишь некоторые части из стали — это делалось из расчёта на преодоление минных полей, постановленных с помощью морских магнитных мин. Предполагалось, что таким образом ЛПЛ Ушакова может скрытно проникать на рейдовые стоянки и атаковав противника, быстро покидать точку боестолкновения по воздуху.

При погружении экипаж переходил в отсек подводного управления — кабина затапливалась вместе с балластными баками — приборы управления имели герметичную конструкцию, одновременно с заполнением цистерн герметизировались и двигатели. Также аккумуляторы, электромотор подводного привода и радиостанция располагались в герметичном отсеке.

Балластные ёмкости располагались в несущих плоскостях и фюзеляже. Для взлёта и посадки применялись поплавки, выполняющие роль шасси. Вся подготовка к погружению и всплытию занимала до трёх минут. Перископ жёстко закреплён, не имел возможности двигаться по высоте, в отличие от перископов полноценных подводных лодок, что в некоторых ситуациях приводило к демаскировке — противокорабельная торпедная атака против малых судов производится чаще всего с перископической глубины.

Так могла выглядеть ЛПЛ-1. Фото в свободном доступе.
Так могла выглядеть ЛПЛ-1. Фото в свободном доступе.

Предполагалось использовать мобильные группы летающих подводных лодок для поражения целей на ширине фронта до пятнадцати километров. В качестве вооружения использовались две восемнадцатидюймовые торпеды, а также два спаренных пулемёта.

Дальнейшие разработки проекта

Хоть в Советском Союзе и не были приняты попытки дальнейшей разработки в этом направлении, по причине их полной бесперспективности, подобные работы проводились в США. Их разработки начались уже в период холодной войны, но представленные образцы в серию не пошли.

Первые разработки за пределами Советского Союза появились в 1945 году в США. В том году заявку на патентование «совмещение субмарины и воздушного судна» подал изобретатель Хьюстон Харрингтон. Изобретатель предлагал самолёт по типу Nothrop P-61 — двухфюзеляжная конструкция с герметизирующимися двигателями. Более полной информации по этому патенту найти не удалось, соответственно никаких технических данных тоже.

В 1956 году был получен патент за номером 2720367 на конструкцию летающей мини-субмарины, летавшей при помощи реактивных двигателей. Всё вооружение составляла одна торпеда, взлёт и посадка осуществлялись с водной поверхности.

🔵 Как советский лётчик Лакатош пролетел 145 км сквозь метель и тьму, чтобы остановить немецкие войска

Летающая субмарина Рэйда Commander-2. Фото в свободном доступе.
Летающая субмарина Рэйда Commander-2. Фото в свободном доступе.

Первым образцом летающей подлодки разработки США стал проект Дональда Рэйда под названием Commander. Прототип развивал полётную скорость 100 километров в час, вместо заявленных 300, погружался на глубину в два метра. Единственными сложностями для погружения можно было назвать необходимость демонтажа вентилятора, а также сброс топлива из бензобака в воду — ёмкости бензобаков использовались как балластная цистерна.

По итогам рассмотрения конструкции Рэйда было принято решение о строительстве Aeroship — двухфюзеляжного летательного аппарата с прямоточными реактивными двигателями. Для посадки из корпуса выдвигались поплавки, по виду напоминающие лыжи, двигатели проходили герметизацию. В 1968 году Aeroship провел эффектную демонстрацию, но в серию аппарат так же не пошёл.

Последней разработкой, о которой известно, стал беспилотный аппарат Cormorant, разрабатываемый компанией Lockheed Martin. Подразумевалось, что аппарат должен взлетать с подводной лодки, и на неё же садиться. Информации о вооружении представлено не было, и все разработки были свёрнуты в 2008 году.

Учитывая возможности современного противокорабельного и противолодочного оружия, проекты таких двухсредных летательных аппаратов стали ненужными. Теперь все эти конструкции стали диковинными музейными экспонатами.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм , 👉 сайт и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, насколько успешным был бы такой проект?